Религия

Образа из разрушенного собора

В Барнауле установили принадлежность двух икон из музея истории православия

АЛТАЙ. Ученые института гуманитарных наук Алтайского госуниверситета установили принадлежность двух икон, хранящихся в музее истории православия, кафедральному Петропавловскому собору, который был разрушен в Барнауле в 1935 году.

В рамках исследовательской работы, посвященной одному из знаковых памятников исторической архитектуры Барнаула — Петропавловскому собору, который был построен в 1774 году и разрушен в 1935 году, ученые провели искусствоведческий анализ икон апостолов Петра и Павла, находящихся на хранении в музее истории православия. Более десяти лет назад в контексте развития туристического кластера Барнаула был поставлен вопрос о воссоздании в историческом центре города, на площади Свободы, кафедрального собора. Изучая тему, ученые ИГН АлтГУ провели значительную работу с архивными документами, фотографиями, планами и чертежами собора, а также организовали гео-радарные исследования того места площади Свободы, где находился главный храм Барнаула, частично определив расположение фундамента собора.

«Изучению Петропавловского собора краевой столицы было посвящено значительное количество исследований, в которых, в том числе, описывалась история его строительства, архитектурные особенности и т.д. Однако до сих пор мало внимания в этих работах уделялось внутреннему интерьеру собора, тому художественному наследию, тем иконам, что были там представлены. В настоящее время в музее истории православия на Алтае хранятся две иконы, которые изначально принадлежали Петропавловскому собору Барнаула — это иконы апостолов Петра и Павла. Они написаны в одинаковом стиле провинциального примитивизма с элементами академического письма XIX века, колорит и характер образов идентичны между собой, выполнены на арочных досках и являются частью большого иконостаса», — сказал руководитель исследовательской группы, профессор кафедры культурологии и дизайна ИГН АлтГУ, доктор искусствоведения, протоиерей Георгий Крейдун.

По его словам, фон обеих икон трехуровневый: светло-коричневый низ с изображением на заднем плане возвышенностей, голубой фон центральной части икон при переходе в верхнюю часть меняется на нежно-розовый с желтыми всполохами, исходящими от нимбов апостолов. Апостол Петр изображен традиционно со связкой ключей, он облачен в тунику салатного цвета и плащ цвета охры, на ногах святого — сандалии. Правая рука Петра поднята на уровне груди — это жест, призывающий верующих во время богослужения к чтению молитвы «Отче наш». В руках апостола Павла Евангелие — символ проповеди Христовой. Павел облачен в тунику темно-зеленого цвета и алый плащ, на его ногах также сандалии. Фигуры апостолов обращены друг к другу, что подтверждает принадлежность данных икон к единому иконостасу. Обычно Петра и Павла изображают на одной иконе, вместе, а поскольку в данном случае они расположены на разных образах, отдельно, то в соответствии с традицией храмового оформления эти иконы принадлежали именно собору в честь Петра и Павла, считает Г. Крейдун.

По словам ученого, архивные документы сохранили свидетельство о первом иконописце построенного в конце XVIII века Петропавловского собора Барнаула — это Александр Сумкин, житель города Тобольска, у которого были два ученика — Павел Бобровников и Иван Филипцов, обучавшиеся иконописи у Сумкина три года. По предположению исследователей, иконы апостолов Петра и Павла, скорее всего, были написаны иконописцами тобольской школы.

Проанализировав опись 1923 года и план храма, ученые ИГН АлтГУ пришли к выводу, что в Петропавловском соборе Барнаула было в целом около 100 икон, из них несколько образов с изображением апостолов Петра и Павла, некоторые в дорогих окладах. При уничтожении собора в 1935 году часть икон была спасена простыми гражданами, часть продана, а некоторые переданы в Покровский собор Барнаула. Поэтому теперь перед исследователями стоит задача найти разрозненное достояние главного храма Барнаула.

Поделиться

guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x