Комментарий на комментарии
Интернет бурлит. Интернет — кипит. Интернет — негодует. Речь, конечно, об отступлении российский войск из Красного Лимана. Умышленно не буду касаться военно-тактических аспектов такого воинского маневра. Оставлю это для военных специалистов. А поговорю, как раз, про интернет. Про ту панику, которая, сейчас, царит на его российских страницах
…На мгновение я перенес сам в осень 1941 года. Октябрь. Ноябрь. Гитлеровские войска захватывают все новые и новые территории СССР. В течении нескольких недель оккупирована вся Прибалтика. Оккупирована Белоруссия. Оккупирована значительная часть Украины. Гитлеровские полчища идут уже по России. До Москвы 250 километров. 200. 150. 100. 30. 30 километров остается пройти нацистам до Москвы. Из столицы в Куйбышев эвакуированы все зарубежные посольства. В Куйбышев эвакуировано большинства наркоматов (по-современному министерств). Эвакуированы заводы, театры, музеи. Что бы написали нынешние комментаторы про ту ситуацию 1941 года?
Думаю, вы сами легко можете представить. Это ведь не Красный Лиман с населением в 20 тысяч человек. Это — Москва! И до столицы врагу остается пройти всего 30 километров! Как не унизительно, фашисты могли доехать до центра Москвы… на трамвае.
А теперь, хочу перенестись, в конец 1950-х годов. Тогда, еще совсем молодым, я собирал материалы для книги про Ильфа и Петрова. Встречался с теми, кто знал Илью Арнольдовича и Евгения Петровича. Среди моих собеседников оказался и Корней Иванович Чуковский. Он сразу предупредил, что Ильфа он знал совсем немного, а вот с Евгением Петровым был соседом по даче, встречался с ним, чуть ли, не ежедневно. И большую часть своего рассказа Корней Чуковский посвятил тому, как Евгений Петров был уверен в нашей Победе в Великой Отечественной войне. Он возвращался к этому раз за разом. И, в конце концов, я не выдержал.
— Корней Иванович, почему вы об этом все время говорите? Разве могло быть иначе? Разве не все верили в нашу победу?
Корней Иванович, толи улыбнулся, то ли ухмыльнулся…
— Молодой человек! Вы не представляете себе той ситуации. Гитлер перед этим за два года захватил всю Европу. 40 дней ему хватило на Францию. Несколько недель на Польшу. Потом Прибалтика, потом Белоруссия. Потом Украина. За четыре месяца донельзя вооруженная фашистская армия доходит до самой Москвы. Вы думаете здесь легко сохранить уверенность в нашей победе?
— Паника была у многих. Но у многих, несмотря ни на что, сохранялась и уверенность в нашей Победе. А сохранить эту уверенность было не очень просто…
А теперь давайте снова вернемся в наши дни. Вернемся к оставлению Красного Лимана. Разве это можно сравнить к 30-километровой дистанцией до Москвы? Нет, конечно. А, вот, панику в интернете можно сравнить с 1941 годом. Хотя, никаких серьезных оснований для подобной паники нет. Да, конечно, хотелось бы, чтобы наши войска одерживали исключительно одни победы. Но на войне так не бывает. Даже самая лучшая армия время от времени отступает. Военные это знают гораздо лучше нас. И никакой паники среди них это не вызывает.
Теперь еще об одном аспекте о ситуации в интернете. Всем известно, что сегодня важнейшей частью действий наших противников является психологическая война. Посеять недоверие, неуверенность, сомнения — вот цель психологического воздействия на наше общество. И отчасти, судя по комментариям в сети, Западу удается достичь своей цели.
В годы Великой Отечественной войны паникеров отдавали под трибунал. Может быть, это и излишне сурово. Но, ведь, и время было суровое. И на кону стояло само существование СССР — России.
Сегодня времена, конечно, не такие суровые. Однако многие эксперты постоянно подчеркивают: России объявлена последняя и, наверное, решающая война. Так на чью мельницу сегодня льют воду паникеры?
Леонид Каурдаков, главный редактор газеты «Честное слово»