На Алтае резко упали закупочные цены на зерно. При этом снижения цен на хлебобулочные изделия в магазинах не происходит
АЛТАЙ. В регионе наблюдается значительное падение цен на зерно. Как сообщил исполнительный директор Союза крестьянско-фермерских хозяйств и сельскохозяйственных формирований Алтайского края Александр Вайс, если год назад пшеница третьего класса стоила около 17 тысяч рублей за тонну, то сейчас она опустилась до 11 тысяч. По другим культурам падение сравнимое — на 40 — 50 процентов. Это связывают с большими остатками прошлогоднего урожая и низким спросом, обусловленным ограниченным рынком сбыта.
Алтайкрайстат обнародовал информацию о средних ценах на зерно за июль и их динамике в сравнении с 2021 годом. По данным ведомства, по отношению к июню цены по большинству позиций упали, но на фоне июля 2021 года все-таки увеличились. К примеру, средняя цена за тонну пшеницы в июле была 16 731 рубля, что составляет 93,5 процента к июньским ценам и 110,2 процента к июлю 2021 года. Гречиха в июле стоила 43 204 рубля за тонну, что на 2,8 процента больше, чем в июне, и на 13 процентов больше, чем в июле 2021 года. Единственная культура, которая в июле 2022 года стоила дешевле, чем в том же месяце 2021-го — овес (минус13,4 процента).
По словам Александра Вайса, за месяц ценовая картина существенно изменилась. «Если год назад цена пшеницы третьего класса была 17 тысяч рублей за тонну и порой доходила до 19 тысяч, то теперь она снизилась до 11 тысяч. Такая же ситуация по другим культурам – гороху, гречихе и т. д. Цены опустились на 40 — 50 процентов», — говорит он.
Происходящее он связывает с большими остатками прошлогоднего урожая, который был рекордным на Алтае, и низким спросом, обусловленным ограниченным рынком сбыта. «Переходящий остаток зерна в Алтайском крае на апрель был в пределах двух миллионов тонн. За май, июнь, июль на внутренний рынок ушло около 300 тысяч. А остальное зерно так и болтается в крае. Рынок Казахстана, который наряду с региональным является основным потребителем алтайского зерна, оказался практически закрыт. Дело в том, что с 15 марта по 30 июня Россия запрещала экспорт зерна в страны Евразийского экономического союза, в том числе в Казахстан. Сейчас экспорт разрешен. Но Казахстан, которого не устраивали введенные ограничения, тоже, наверное, решил показать свою значимость. Там заявили, что у них хороший урожай, хотя он на уровне последних пяти лет, и стали меньше закупать зерна в России. К тому же объем экспорта зерна сократился по сравнению с прошлым годом из-за санкционных мероприятий. Все это наряду с благополучным прогнозом на урожай давит на цену — она опускается», — считает Александр Вайс.
Неделю назад аналогичный комментарий давал фермер из Усть-Калманского района Андрей Квинт. «Допустим, пшеница в прошлом году до 18 тысяч рублей была за тонну третьего класса, а сейчас мне звонят – 11 тысяч рублей. По сути, пшеница пришла к своей себестоимости. Тем сельхозпроизводители, кто закредитован, будет очень жестко», — заявил он.
При этом аграрий отметил, что стоимость топлива, напротив, выросла. «За последние две недели солярка подорожала на семь рублей, брали по 47 рублей, сейчас – по 54. И это всего за две недели! Перед уборкой опять хотят крестьян ограбить чуть-чуть», — сказал Андрей Квинт.