Другие праздники

Канатные дороги, которые мы выбираем

Дороги бывают разные — проселочные, асфальтированные, железные и даже воздушные. Но сегодня, 17 января, отмечается день дорог, отличных от всех остальных. Сегодня — День канатной дороги

Дата празднования выбрала не случайно. Именно в этот день в 1871 году американскому изобретателю Эндрю Смиту Холлидею из Сан-Франциско был выдан первый патент на канатную дорогу. От получения разрешения на строительство до воплощения идеи о воздушном трамвае прошло два года. В 1873 году Холидей построил на Клей-стрит первую в мире канатку.

Но, на самом деле, история транспортировки грузов и людей по воздуху с использованием канатов уходит в глубокую древность.

Первые прототипы канатной дороги появились в Азии очень давно. Местные жители изобрели подвесные канатные дороги, основой которых были тросы из переплетенных волокон. Мужчины перебирались через пропасти в горах держась руками за эти тросы, тем самым сокращая путь между склонами. Позже для удобства приспособили большие корзины, в которых могли транспортироваться люди и грузы. Так, например, и сегодня делают в Гималаях.

В средние века мускульная сила была дополнена лебедкой, применение которой позволило перемещать с помощью подвесного каната намного более тяжелые грузы.

В 1616 году хорват Венетан Фаусто Веранзио зарегистрировал свое изобретение — механическую канатную дорогу. Ему удалось создать небольшую кресельную переправу, в которой одновременно могли передвигаться два человека.

Однако пока канаты изготавливались из растительных волокон, применение подвесных дорог было ограничено как по весу, так и по расстоянию. И лишь после того, как был создан плетенный из стальной проволоки трос «стальной канат», отличавшийся огромной прочностью, в истории канатных дорог началась новая эпоха.

В России дебют канатной дороги состоялся в 1871 году: использовалась она для перевозки леса через заболоченную местность. А настоящий бум строительства подвесных дорог пришелся на вторую половину XX века, когда активно начал развиваться горнолыжный спорт.

Первый простейший кресельный подъемник был построен в 1936 году на горнолыжном курорте Сан Валей. Прототипом подъемника для лыжников стал подъемник, который использовался для погрузки бананов на корабли в южных портах. Вдоль всего троса крепились крюки, на которые подвешивали бананы, таким образом, на корабль без перерыва подавался груз ароматных плодов. На горнолыжном курорте эти крюки заменили креслами, на которые садились лыжники.

Подвесные магистрали строят не только над долинами рек и в горах, но и в крупных городах. Самая длинная из них протяженностью 76 километров находится в африканском Габоне. Дорога, стоящая на 858 вышках, была запущена в 1962 году. Она используется не в туристических целях: в ее вагонетках перевозится марганцевая руда, добытая в шахтах Габона. Как и в канатной дороге, длиной 42 километра из Швеции, которая с 1942 года применяется для транспортировки мрамора и извести из местно цементного завода.

Но, все-таки, сегодня канатные дороги широко используют именно в горах, и в других местах, где строительство дорог затруднительно либо не желательно. А так же для обзорных экскурсионных маршрутов.

Самые-самые

Самой высокогорной канатная дорога называется Гульмарг (Индия). Первая секция дороги начала функционировать еще весной 1998 года, и тогда максимальная высота подъема составляла 3100 м. Вторая секция позволила подниматься на высоту 4114 м. Общая длина канатки составляет пять километров, а пропускная способность — 600 человек в час. А до ее открытия лыжников в горы поднимали на вертолетах.

Самая быстрая канатная дорога — Гентинг (Малайзия). Гентинг — это город развлечений на высоте двух тысяч метров над уровнем моря. Скорость движения подвесных кабинок составляет шесть метров в секунду.

Но теперь у канатки Гентинга появился скоростной конкурент из России! К уже имеющимся на Шерегеше (горнолыжный курорт в Кемеровской области) 18-ти подъемникам, 20 ноября 2021 года в секторе Б добавили еще два: скоростной «Каскад Восток» и детский траволатор. «Каскад Восток» способен перевозить на гору 2 400 человек в час со скоростью шесть метров в секунду.

Вообще, в России много канатных дорог. Больше всего, конечно, в Сочи. Но, кроме Сочи и Шерегеша, канатки есть в Пятигорске, Москве, Уфе, Пензе, Оренбурге, Южно-Сахалинске, Терсколе (село в Эльбрусском районе Кабардино-Балкарии), Светлогорске, Нижнем Новгороде, Кисловодске, Красноярске, Нальчике, Манжероке, Казани, в Домбае (горная территория Карачаево-Черкесии), Геленджике, Владикавказе, на Архызе и в Белокурихе.

Кроме того, в Томске собираются строить большой межвузовский кампус. Согласно проекту, между университетским городком и Томском будет создана пассажирская канатная дорога.

Ведущий рубрики «Другие праздники», Павел ГОЛУБЕВ, «ЧЕСТНОЕ СЛОВО»

Поделиться

guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x