Религия

Рождество и вечность

К празднику Рождества невозможно привыкнуть. Конечно, можно сказать, что вот, мол, больше 2020 лет назад в Вифлееме, в хлеву, на Землю явился Бог. Но, на самом деле, наука до сих пор не знает, что же такое время? И само Рождество Христово совершается сегодня — здесь и сейчас

Митрополит Макарий (Булгаков) говорит, что Бог сотворил мир вместе со временем. Бог, как существо неизменяемое, не зависит от времени, Он — вечен. Для Него нет ни начала, ни конца, ни прошедшего, ни будущего, а есть только вечное бытие. Самое массовое недоразумение — принимать вечность за очень долгое (бесконечное?) время. Говорят, например: «Сто лет в сравнении с вечностью — это очень мало…» Неправильно. Продолжительность отрезка времени невозможно сравнить с вечностью. Вечность — это отсутствие времени. Материальный мир — и вся Вселенная, и каждый из нас — живет во времени, а жизнь будущего, стремление к которой мы исповедуем, времени непричастна. И тут возникает еще одна глубокая ошибка, отрыв вечности от обыденности: «Вот, дескать, настанет конец света и начнется вечность…» Неправильно! Вечность не начинается и не кончается: вечности, здесь и сейчас, принадлежит все то, что не принадлежит времени. Бог — Он вне времени. Стало быть, Он здесь и сейчас, и Рождество, Боговоплощение, происходит здесь и сейчас. Другое дело, что само

Боговоплощение – чудо и тайна, во всей конкретности недоступная человеческому разуму. Познать это люди могут только действием Святого Духа.

По учению Церкви, Сын Божий есть Слово, рождаемое в вечности от Бога Отца. Святой Дух – Выразитель и Сопроводитель Слова. «Нечто похожее можно наблюдать и в человеке. Человеческая мысль, рождаемая от человеческого ума, отдаленно сравнима с Божественным Словом. Собственно, человеческая мысль – это как бы его сокровенное слово, не выраженное во вне, ведь каждый человек строит мысль при помощи слов: пойду туда-то, сделаю то-то… Для того, чтобы мысль была озвучена – выражена во вне – необходимо действие дыхания, голоса. И здесь наше дыхание напоминает Святой Дух, являющийся Выразителем Божьего Слова. Основание для такой аналогии находится в Библии: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их», говорит известный богослов А. М. Леонов.

Давайте представим, что человеческий ум рождает какую-либо мысль, а человеческая рука фиксирует эту мысль на бумажный лист. Мысль, записанная на бумаге, есть как бы мысль, соединенная с бумажным листом. Здесь можно видеть аналогию соединения Божественного Слова с человеческим естеством (что, собственно, и называется вочеловечиванием Сына Божия). Но ведь соединяемая с бумагой человеческая мысль (человеческое слово) в момент соединения не разлучается с умом. Она пребывает и в уме, и переносится на лист. Соединение мысли с бумагой не означает отделение мысли от рождающего ее ума.

Соединение Бога Слова с человеческим естеством (вочеловечивание, боговоплощение) также не означает отделение Сына Божия от рождающего Бога Отца. В нашей аналогии со словом и бумагой выразителем человеческой мысли (слова) явилась человеческая рука, записавшая мысль. Это означает, что мысль «соединилась» с бумагой при содействии выразителя — руки. Выразителем же Слова Отца является Дух. И о воплощении Слова мы читаем, что оно совершилось при содействии Святого Духа: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим», говорится в Евангелии, о будущем Рождестве. Троица при этом осталась нераздельной.

Да, наша с вами жизнь соткана из множества каждодневных дел и забот. Об этом нам напомнил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в Рождественском послании. «Пришествия Спасителя долгие годы чаяли люди, утратившие после изгнания из рая связь со Своим Создателем, забывшие, как это радостно – ежедневно чувствовать присутствие Божие и слышать совсем рядом Его глас, иметь возможность обращаться к Нему – и сразу получать ответ, знать, что ты в полной безопасности – потому что Господь рядом с тобой. Именно этого ощущения безопасности, защищенности и спокойствия нам очень не хватает сегодня, когда губительное поветрие все еще вносит свои коррективы в нашу жизнь, когда трудно что-то прогнозировать и строить планы, когда неуверенность в завтрашнем дне постоянно держит в напряжении и вызывает тревогу», — говорится в Рождественском послании Патриарха.

«В этих непростых обстоятельствах мы особенно остро ощутили хрупкость человеческого бытия, осознали, что должны ценить как величайший Божий дар каждый новый день, поняли, каким тяжелым бременем становится вынужденное одиночество и как важно иметь возможность регулярного личного общения с родными и близкими. Взирая ныне на лежащего в яслях Младенца Христа, на Его Пречистую Матерь и праведного Иосифа Обручника, мы понимаем, что только любовь к Богу и людям способна укрепить нас в различных испытаниях, изгнать страх из наших сердец, дать силы на совершение добрых дел, — напомнил Патриарх. — Ведь Пресвятая Богородица в один из самых важных моментов Своей жизни тоже находилась в стесненных обстоятельствах – в чужом городе, в пустынном месте, в пещере для скота. Однако убогий вертеп показался Ей прекрасной палатой, потому что Ее сердце переполняла любовь к Сыну и Богу: эта любовь преображала все вокруг, и Пречистая Дева не замечала ни неудобств, ни последней нищеты вертепа. Благодарность Творцу и нежность к новорожденному Младенцу позволяла Ей вменять трудности ни во что и видеть благой Промысл Божий во всех обстоятельствах, которые ниспосылал Ей Господь».

«Как это отличается от нашего восприятия данных Богом испытаний, когда, например, во время изоляции многие даже родной дом воспринимали как тюрьму, впадали в уныние и видели все в черном цвете. Мысленно предстоя сегодня яслям Спасителя, у которых рядом с Творцом пребывает все творение – и люди, и животные, и ангелы, слуги Пресвятой и Трисолнечной Зари, – ощутим себя окруженными любовью Божией и объединенными

вокруг Христа. Сбросим с души оковы боязни и недоверия, тревоги и отчаяния, услышим глас Сына Божия, Который приходит на грешную землю и призывает к Себе всех труждающихся и обремененных, обещая им покой. Приходит – и научает нас жить так, чтобы утраченное райское блаженство вновь стало реальностью, и даже больше – чтобы человек мог непостижимым и таинственным образом соединяться с Господом», — обращается к нам в Рождественском послании Патриарх Кирилл

«Родившийся на земле Царь Небесный уже все сделал для нашего спасения, — напоминает Патриарх. — Нам остается только принять Его любовь и ответить на нее своими поступками – жизнью по заповедям и делами милосердия, крепкой верой и желанием быть с Богом, готовностью не только принимать из Его Отеческих рук обильные щедроты, но и с твердым упованием и доверием Ему преодолевать те или иные сложности».

Слова Патриарха обращены не только к тем, кто придет сегодня вечером на рождественские богослужения. Не только тем, кто станет молиться дома или в пути. Они обращены ко всем. «Никто не отлучен от соучастия в этом ликовании, – свидетельствует святитель Лев Великий, – ведь повод к радости общий для всех. Пусть же ликует святой, ибо приближается к славе. Пусть радуется грешник, ибо даруется ему прощение». Господь да ниспошлет всем вам душевное и телесное здравие, неоскудевающую радость и бодрость духа, укрепит в совершаемых вами трудах и в дальнейшем шествии стезей спасения».

Такими словами Патриарх заканчивает Рождественское послание. Для того чтобы мы могли идти по стезе спасания и пришел в наш мир Иисус Христос. Впереди у Него — подношения волхвов, и бегство Святого Семейства в Египет. Впереди — годы скромной жизни, годы и годы пребывания на Земле. Впереди — проповедь и крестные муки, и — Воскрешение. Но это все еще — впереди. А сегодня в наш мир пришел Бог. Стал рядом с нами, как человек. С Ним — возродимся.

Поделиться

guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x