Другие праздники

Черно-белая пятница

Ежегодно в первую пятницу после американского Дня Благодарения (обычно – это последняя неделя ноября) стартует знаменитая Черная пятница. Это день огромных скидок и распродаж и главный праздник для всех шопоголиков. Интересно, что в тот же день отмечается другой праздник – День отказа от покупок

Именно с черной пятницы в западных странах, да и в России, начинается традиционный сезон распродаж, когда можно приобрести самые разнообразные товары по очень выгодным ценам, ведь размер скидок колеблется от 30 до 90 процентов.

Традиция этого безудержного шоппинга возникла в Америке еще в XIX веке, когда крупнейшие торговые сети начали устраивать грандиозные предрождественские распродажи, стимулируя покупателей на покупки невероятными размерами скидок, бонусов, особенными подарками и т.д. А сам термин «Черная пятница» появился только в 1966 году в Филадельфии.

Существует две общепринятые версии о происхождении названия. По одной, день так называли из-за огромных пробок на дорогах, которые образовывались на следующий день после Дня благодарения. По другой, название Черная пятница произошло благодаря способу ведения бухгалтерской отчетности в этот день. Убытки записывали красными чернилами, а прибыль – черными, а так как выручка в этот день была огромной, то и черный цвет в отчетности преобладал.

Нам же кажется, что эта пятница называется черной, потому что темнеет рассудок покупателей. В психиатрии существует такое понятие как синдром помрачения сознания. Это психическое состояние с сильно искаженным восприятием окружающей обстановки (предметов, явлений и их взаимосвязи), утратой способности к абстрактному мышлению и нарушенным процессом познания окружающей действительности. Это расстройство мышления, ограниченность в формировании суждений, вплоть до полной бессвязности. Человек видит на ценнике «Скидка 70%» и теряет связь с реальностью. Нужна ему эта вещь или нет – не имеет значения, если есть деньги, надо брать! А некоторые берут еще ради таких покупок и кредиты.

Традиция грандиозных распродаж приобрела такой успех, что быстро распространилась и в других странах. Именно в этот день сотни миллионов человек по всему миру сметают с полок даже самый залежалый товар, принося продавцам месячные прибыли. Сегодня черная пятница – популярный международный тренд. Но именно в Америке этот день ждут с особым нетерпением. Накануне, еще до полуночи, в торговых центрах и магазинах американских городов негде яблоку упасть – предусмотрительные покупатели занимают очередь заранее, а некоторые даже ночуют у входа в магазины. Ведь первых покупателей ждут серьезные скидки (от 50 до 80 процентов). К тому же в Черную пятницу многие магазины открываются очень рано – около пяти часов утра, а некоторые крупнейшие торговые сети – даже в полночь. Хотя этот день не является официальным праздником, но многие американцы берут отгул, конечно же, за исключением сотрудников розничной торговли. А магазины и торговые сети делают все, чтобы привлечь покупателей.

Казалось бы, такая «щедрая» политика должна приносить убыток представителям торговли. Однако большой поток покупателей сполна компенсирует низкие цены. Хотя, что такое низкие цены? За несколько месяцев до черной пятницы (или Нового года) цены на многие товары начинают поднимать. Понемногу, но каждый день. Пока, в конце концов, не поднимут их незаметно на 30 – 50 процентов. А к черной пятнице, бац! И скидочка…

Кстати, в массовых давках в самых крупных торговых центрах ежегодно гибнут люди. Может еще и потому пятница называется черной?

Именно в этот день общественные активисты организовали так называемую Белую пятницу, день отказа от покупок. Они призывают максимально здраво относиться к своим покупкам и протестуют против общества потребления.

Идея этого праздника-акции зародилась в Америке в 1992 году. С инициативой отказаться от покупок выступил канадский журналист эстонского происхождения Калле Ласн. По его мнению, причину финансового кризиса нужно искать не в ликвидности или нерегулируемых рынках, а в культуре избыточного и бездумного потребления.

Наиболее известный аргумент апологетов акции заключается в том, что в странах с высоким уровнем жизни проживает только 20 процентов населения земного шара, а используют они более 80 процентов всех природных ресурсов Земли. Что является не только несправедливым распределением богатств нашей планеты, но и наносит чрезмерный ущерб окружающей среде.

В 2001 году при поддержке сайта Adbusters эта акция приобрела всемирный масштаб, День отказа от покупок помимо Мексики, Канады и США прошел еще в 55 странах. В настоящее время к проведению подобных акций присоединилось еще 10 государств. Россия среди них пока не значится.

Условия участия в этой акции просты – в течение 24 часов нужно отказаться от любых приобретений. Кроме того, активисты проводят акции под девизом «Ради мира на земле ничего не покупай!», чтобы привлечь внимание общественности. Акции представляют собой демонстрации в торговых центрах, а также показ «антирекламных» роликов, сообщающих о том, что средний житель, например, США покупает в пять раз больше товаров, чем мексиканец, в десять раз больше, чем китаец, и в 30 раз больше, чем гражданин Индии. Сегодня взаимосвязь между растущим потреблением и экологическим кризисом, самая прямая.

Потребление – это тотальная идеалистическая практика, имеющая мало общего с действительным удовлетворением потребностей или с принципом реальности; «умеренного» потребления не бывает.

Обществом потребления является то, где не только культивируется желание покупать, но где само потребление является «метапотребностью», лежащей в основе целой системы фиктивных потребностей, созданных миром рекламы и массмедиа.

Как пишет к. ф. н. А. Н. Ильин: «Суть потребления заключена не в возможности приобрести рекламируемый товар, а в желании это сделать; потребление локализовано не в кармане, а в сфере желания. Общество потребления – это совокупность отношений, где господствует выступающий смыслом жизни символизм материальных объектов, влекущий потребителей приобретать вещи и тем самым наделять себя определенным статусом. Находясь в единой плоскости с явлением моды, оно, включая своих адептов в бессмысленный символический круговорот, унифицирует их индивидуальные качества и вовлекает их в единообразную перманентную покупательскую практику. Потребительские тенденции ориентированы в первую очередь не на удовлетворение какой-то реальной потребности, а на возвышение социального статуса».

Ведущий рубрики «Другие праздники», Павел ГОЛУБЕВ, «ЧЕСТНОЕ СЛОВО»

Поделиться

guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x