Новый год, Религия

На пост с апостолом Филиппом

27 ноября Православная Церковь будет вспоминать одного из ближайших учеников Иисуса Христа – святого апостола Филиппа. В Евангелиях этот апостол, который был призван Иисусом третьим по счету (после ап. Андрея Первозванного и ап. Петра), упоминается несколько раз. А на следующий день, 28 ноября начнется пост, который в народе называется Филипповым (Филипповки). Хотя, конечно, правильней называть этот пост Рождественским, потому что он ведет к празднику Рождества Христова… Кем был апостол Филипп? Что такое Рождественский пост, для чего он был установлен, как его соблюдать и нужно ли его соблюдать в Новый год, мы и поговорим в этой статье

Третий апостол

Святой апостол Филипп был глубоким знатоком Священного Писания и, правильно разумея смысл ветхозаветных пророчеств, ожидал прихода Мессии (Христа).

Евангелие от Иоанна сообщает, что Филипп был родом из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром и призван за ними третьим. Филипп привел к Иисусу Нафанаила (апостола Варфоломея).

«На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства» (Иоанна 1:43-47).

На страницах Евангелия от Иоанна Филипп появляется еще трижды. Например, когда он беседует с Иисусом о хлебе для множества народа. Вспомним и этот рассказ: «Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить? Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать. Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу.

Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему: здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества? Иисус сказал: велите им возлечь. Было же на том месте много травы. Итак, возлегло людей числом около пяти тысяч.

Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел. И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало. И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели.

Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир» (Иоанна 6:5-14).

Апостол Филипп приводит к Иисусу и Эллинов (эллинизированных, греческих иудеев): «Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины. Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса. Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу» (Иоанна 12:20–22).

Так же ап. Филлипп просит Иисуса на Тайной вечере показать Отца. «Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его.

Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам.

Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду. И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю. Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами; приду к вам» (Иоанна 14:7-18).

Согласно житию, после Вознесения Господа Иисуса Христа и сошествия Святого Духа, апостол Филипп проповедовал Слово Божие в Галилее, Греции и некоторых других странах, сопровождая проповедь чудесами. Так, он воскресил младенца, умершего на руках у матери.

Филиппу выпало по жребию проповедовать Благую Весть в провинции Асия, то есть в западной части Малой Азии. Вместе с сестрой по плоти Мариамной и апостолом Варфоломеем он прошел всю Лидию и Мисию, возвещая Евангелие, несмотря на многочисленные испытания.

Не раз святые ученики терпели от язычников побои, бичевание, заточение, но их радость и упование на Христа не ослабевали, столь велика была сила Господа, пребывавшая в них. Призыванием имени Спасителя исцелялись больные, освобождались бесноватые, и много было тех, кто просил о возрождении в купели нового рождения. Филипп крестил мужчин, а его сестра женщин.

В Иераполе святые апостолы исцелили и привели к вере жену проконсула Асии. Ее обращение вызвало ярость высокого чиновника, и он повелел схватить Филиппа и его спутников. Его проволокли по земле до главной площади города и вместе с апостолом Варфоломеем распяли вниз головой.

В это время святой горячо молился такими словами: «Господи Иисусе Христе, Отец веков, Царь света! Ты умудряешь нас Своей мудростью, Ты открываешь нам глубины познания, Ты благодетельствуешь нас Своим благим Промыслом, Ты избавляешь от болезни тех, кто прибегает к Тебе. Приди, Господи, увенчай меня пред лицом народа победным венцом. Пусть враг не сможет обвинить меня пред Тобой, Истинным Судией. Одень меня в Свое светозарное одеяние и запечатлей меня Твоей славной печатью. Удостой меня встречи с Тобой на Небесах. Преобрази мое тело и уподобь его образу Твоей славы. И даруй мне отдохновение в славе Твоего блаженства, позволив мне войти туда, как Ты обещал святым Твоим, во веки веков. Аминь».

Когда святой окончил молитву, произошло землетрясение и всех присутствовавших на судилище засыпало землей, в том числе и самого проконсула. Апостол Филипп, молитвами которого все, кроме проконсула и языческих жрецов, остались живы, скончался на кресте. Люди устрашившись, бросились к Варфоломею и Мариамне, которые были еще живы. Они сняли их с креста и попросили принять в Христову Церковь.

На месте казни апостола Филиппа в Иераполе (примыкающий к современному городу Памуккале, область Денизли, Турция), последователи святого построили гробницу восьмиугольной формы и упокоили там останки апостола. Мощи апостола Филиппа около 560 года были перенесены в Рим, где и находятся в настоящее время в храме Двенадцати Апостолов (Санти-Апостоли).

В 2011 году при проведении раскопок в Иераполе среди развалин древнего храма итальянскими археологами под руководством Франческо Андриа была обнаружена предполагаемая гробница святого апостола Филиппа. Доказательствами принадлежности данной гробницы апостолу являются ее устройство и письмена, найденные на ней.

После достойного погребения тела святого Филиппа Варфоломей и Мариамна поставили епископом Иераполя Стахия, которого апостол Филипп исцелил от слепоты. Затем они продолжили проповедь: один – в Индии, другая – в Ликаонии. После этого Мариамна отправилась на Иордан, где отошла ко Господу, согласно предсказанию апостола Филиппа.

Кстати, через день, 29 ноября Церковь вспоминает и другого апостола (и евангелиста) Матфея.

Милостыня для своей души и для других людей

А теперь поговорим о Рождественском посте. О нем мы упомянули в самом начале нашей статьи.

Установление этого 40-дневного поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиоланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий. Длится пост до 7 января, до Рождества.

Рождественский пост – зимний пост, он служит для нас к освящению последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова.

Лев Великий пишет: «Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий».

По словам Льва Великого, Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды. «Как Господь ущедрил нас плодами земли, – пишет святитель, – так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным».

Да, сегодня, в отличие от времен Льва Великого, появилось немало так называемых «профессиональных нищих», которые свою «выручку» отдают какому-нибудь «барону», а тот не дает им умереть с голоду. И многих людей, которые, вроде бы, и хотели подать милостыню несчастным, этот факт останавливает. А так же останавливает и тот факт, что нередко денег просят и явные алкоголики. Просят они, вроде бы, на еду, но где гарантия, что этот человек не пойдет и не купит на них водку, при том, еще и паленую. Но и алкоголики – люди. У всех без исключения людей есть разные страсти. У них страсть к алкоголю. Так что же теперь, дать им умереть? Но никто не безнадежен! Если хотите помочь ему – просто купите еды. Он не умрет с голоду, но и не потратит ваше подаяние на яд.

А, вообще, сегодня милостыню бедным или несчастным, болеющим людям подавать как нельзя просто, не выходя из дома. По СМС или переводом через онлайн-банк. Существует множество проверенных благотворительных фондов, которые, например, собирают деньги на лечение больных детей и взрослых. Занимается этим и редакция замечательного христианского портала «Православие и Мир» (www.pravmir.ru).

Но вернемся к Рождественскому посту. Он установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвой и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божьего и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.

Пост имеет важное значение в духовной жизни христианина. Первой заповедью, данной Богом сотворенному им человеку в раю, была заповедь о посте. «Поскольку мы не постились, то изринуты из рая! Потому будем поститься, чтобы снова взойти в рай» – говорит святитель Василий Великий. Сам Господь Иисус Христос благословил постное делание своих учеников (Матфея 9:15).

О важном значении поста в духовной жизни говорили многие святые отцы. «Душа ничем так не смиряется, как если кто будет воздержным в пище», – свидетельствовал авва Пимен. А преподобный Иоанн Лествичник посвятил посту особую ступень своей духовной «Лествицы», где отмечал, что «начальник бесов есть падший денница, а глава страстей есть объядение».

Конечно, православный пост никогда не рассматривался как самоцель. Он, по мысли святых отцов, есть средство для истинной духовной жизни, подспорье в борьбе со страстями и в пути к Богообщению. «Воздержание нужно для того, чтобы по усмирении плоти постом, легче вступить в брань с прочими страстями», – наставлял авва Серапион. Пост телесный всегда должен сопрягаться с духовным самоограничением прежде всего в страстях, греховных желаниях, похотях. «Телесный пост есть, когда чрево постится от пищи и пития; душевный пост есть, когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов… Полезен нам пост телесный, но пост душевный неотменно нужен, так что и телесный без него – ничто», – писал святитель Тихон Задонский.

Освобождаются от телесного поста беременные и кормящие женщины, дети, и серьезно больные.

Возможно, современному человеку требования православного устава покажутся непосильными, однако даже само знание о том, что считалось обычным и нормальным в прежние времена, позволит нам если не подражать древним делателям, то хотя бы трезво оценивать собственную меру воздержания и аскетического подвига и таким образом стяжать смирение. К тому же Рождественский пост, в отличие от Великого, далеко не такой сложный. Но выпадает на замечательный праздник – Новый год. Но об этом позже.

Основная цель поста – это духовное возрастание человека, исправление грехов, очищение души от страстей. Не зря существует такая поговорка – пост не в брюхе, а в духе. Поэтому прежде чем говорить о «пищевой» составляющей поста, приведем одно замечательное изречение святителя Василия Великого: «Пользу поста не ограничивай одним воздержанием в еде, потому что истинный пост есть устранение от злых дел… Прости ближнему оскорбление, прости ему долги. Ты не ешь мяса, но обижаешь брата… Истинный пост есть удаление зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи и клятвопреступления. Воздержание от сего есть истинный пост».

Хоть пост и не диета, но все же…

Нельзя рассматривать пост как диету для похудения. Но и диетическая его составляющая тоже важна. Православный врач-эндокринолог Г. А. Акмаева рассказывает, как рационально составить свое меню так, чтобы и не нарушить правил пищевого воздержания в пост, и не навредить здоровью:

– Говоря о правильном питании в пост, стоит отметить, что мера воздержания в пище у каждого человека своя. Кто-то здоров, а у кого-то есть хронические заболевания, требующие лечебной диеты. Кто-то учится, кто-то выполняет тяжелый физический труд. Для беременных и кормящих матерей пост так же обычно послабляется. Меру воздержания в пище во время поста лучше всего обсуждать со своим духовником…

В менее строгие многодневные посты – Рождественский и Петров пост в некоторые дни благословляется для еды рыба.

В среде постящихся существует спорное отношение к употреблению в пост соевых продуктов и морепродуктов (бескровных морских гадов), а также вкушению таких продуктов, как постный майонез, постные конфеты и торты и пр. Опять же, если есть сомнения и вопросы – все спорные моменты лучше решать со своим духовником. Если  употребление кальмаров и соевого сыра для Вас – лакомство и искушение, конечно стоит от такой пищи отказаться. Однако и осуждать ближнего в употреблении таких продуктов не следует…

Во время поста большую часть рациона постящегося составляет углеводная пища, а белковой потребляется совсем мало. Тем временем, белок крайне необходим для здоровья человека, это «строительный материал» нашего организма. Животный белок во время поста исключается, а вот растительный разрешен. Источники растительного белка – орехи, семечки, бобовые, грибы, крупы, хлеб, соевые продукты. Морские гады – креветки, кальмары, мидии и др., также очень богаты белком.

Если человек ведет активный образ жизни, обязательны к употреблению продукты, которые являются хорошим источником энергии и надолго дают ощущение сытости – это макаронные изделия, картофель и крупы. Но имейте в виду, что каша быстрого приготовления – это «быстрые» углеводы! Такая каша быстро насыщает, но «сгорает» тоже быстро, и уже через пару часов Вы можете ощутить голод. Выбирайте геркулес с длительностью варки 15–20 минут. Если утром нет времени для приготовления, можно с вечера залить геркулес холодной водой, а утром – просто разогреть кашу.

Салаты полезно заправлять оливковым маслом, на свою порцию – одна столовая ложка масла.

Полезно умеренное потребление сухофруктов в пост – кураги, чернослива, фиников, а также орехов. Их можно добавить в утреннюю кашу, взять с собой на перекус. Сухофрукты и орехи имеют высокую калорийность, поэтому быстро насыщают.

Вместо сахара используйте мед – его можно добавить в утреннюю кашу, чай, использовать мед, как натуральный подсластитель, в выпечке. Горький шоколад, мармелад и  сухофрукты в умеренном количестве предпочтительнее сладких постных мучных изделий, которые можно встретить на прилавках магазинов. Такие продукты, как правило, содержат много жиров, и их потребление может привести к набору веса.

Очень важным принципом правильного питания в пост является ежедневное употребление свежих и/или термически обработанных овощей и фруктов. Овощи и фрукты отлично подходят для перекуса – например, если это овощной салат (можно при желании разнообразить его добавлением грибов, бобовых, кальмара, орешков, сухариков), заправленный оливковым маслом и один фрукт.

Важно не голодать и постараться спланировать питание так, чтобы не было больших перерывов между приемами пищи. В этом случае пищеварительная система скорее и лучше адаптируется к растительному рациону и снизится риск таких «неприятностей», как гастрит, запоры и несварение. Для тех людей, кто соблюдает монастырский устав, питаясь не чаще двух раз в день, соблюдает дни полного отказа от пищи, лучше заранее подготовиться. Следует еще до поста постепенно снизить частоту приемов пищи, чтобы организму было легче адаптироваться к новому режиму.

Если у Вас есть избыток массы тела, важно соблюдать следующие правила, чтобы во время поста не набрать вес. Необходимо, прежде всего, максимально снизить количество углеводной еды в вечерний прием пищи. Поскольку углеводы дают много энергии, а вечером после учебы или работы обычно энергия не тратится, то она будет откладываться в виде жира «про запас». Поэтому вечером лучше отказаться от макаронных изделий, картофеля, риса, круп, мучных изделий, хлеба и сладостей. На ужин можно кушать разнообразные овощные блюда и блюда из бобовых. Это могут быть овощные и бобовые салаты, овощные запеканки и котлеты, рагу, овощная икра, запеченные и тушеные овощи, овощи на гриле, овощные и бобовые супы (без картофеля, круп и макарон).

Ужинать рекомендуется не позднее, чем за три-четыре часа до сна! Если Вы считаете для себя обязательным перекус после ужина (например, если ужин состоялся за пять-шесть часов до сна), то перекусите не позднее, чем за два часа до сна. Если для вас допустимо употребление морских гадов и соевых продуктов, вечером их так же можно включить в свое меню.

В дни, когда разрешена рыба, отличным вариантом ужином будет рыба плюс любые овощи (кроме картофеля).

Вечером с чаем (не сладким) можно скушать несколько орешков. Сладкое на ужин необходимо исключить.

Употребление картофеля допустимо на обед или завтрак, но не каждый день. Рис и макаронные изделия более предпочтительны, чем картофель. Крупы лучше употреблять на завтрак, фрукты и сухофрукты – до семи часов вечера. Разнообразьте свой рацион частым употреблением овощей, как сырых, так и термически обработанных.

Обращайте внимание на умеренное употребление растительного масла – самого калорийного продукта из известных!

Приветствуется употребление разнообразных супов, как в обед, так и на ужин (на ужин-овощные/бобовые супы без круп, макарон и картофеля), – делится своим опытом Г. А. Акмаева.

С Новым годом!

Имеем ли мы право отпраздновать Новый год в пост, как поститься в предновогодние и посленовогодние дни и достойно встретить Рождество, рассказывает «Правмиру» протоиерей Игорь Гагарин, настоятель Иоанно-Предтеченского храма села Ивановское.

– Отец Игорь, близится Новый год, как соединить его празднование с Рождественским постом? В Рождественский пост можно рыбу, например, значит, сложностей быть не должно?

– В Православной Церкви существует устав, и рыба разрешается далеко не каждый день. Но существует практика, которая сейчас распространена практически повсеместно, что в Рождественский пост, кроме среды и пятницы, рыбу едят. И я не считаю нужным это запрещать, хотя соблюдение устава приветствуется.

Например, что касается меня, я считаю, что мне полезнее есть рыбу только в субботу и воскресенье, а в остальные дни стараться от нее воздерживаться. Просто иначе я поста не почувствую. Любая рыба – это так вкусно, какой там пост! Но требовать этого от всех я не могу.

Конечно, Рождественским постом возникают серьезные проблемы с Новым годом. Вплоть до того, что некоторые люди отчаянно доказывают, что нужно переходить на новый стиль в календаре. И когда я спрашиваю, какие у них аргументы, они на полном серьезе говорят: «Но ведь Новый год! Как же? Получается, что все как люди справляют, а у нас пост!».

Конечно, мы имеем право отпраздновать Новый год, но с постным столом – рыба, морепродукты, – говорит о. Игорь.

(…От редакции добавим про выпивку. Конечно никто не удержится за новогодним столом от того, чтобы поднять несколько бокалов и за уходящий год и за наступающий. И никакого особого греха в этом, наверное нет. Никто немного вина в пост и не запрещает. Тут важно знать меру. На самом деле, эта самая мера позволит вам и праздник встретить весело и достойно, а не лицом в салате. А на утро чувствовать себя бодрым, с прекрасным настроением, а не с постной похмельной миной…).

– Некоторые ревностные православные чуть ли не демонстративно ложатся спать и все, – продолжает отец Игорь. – Когда спросишь, сразу: «Я Новый год не справляю, я православный человек, а это языческий праздник!».

Мне это не близко, я считаю, что Новый год – это хороший праздник. И то, что он выпадает у нас на пост – не должно отменять поста, но допустимо смягчить пост в день новогоднего праздника. А начиная со второго числа, вплоть до Рождества пост становится особенно строгим.

– Отрицательный опыт поста, когда поститься так и не получилось – значит, все, недостоин праздника Рождества?

– Я думаю, что слова «не получилось» могут быть применимы только к тем людям, которые даже не пробовали поститься. У них вообще никаких проблем нет, они и не собирались поститься. Но если человек попытался, то значит, он хотя бы что-то сделал. А если он что-то сделал, то пусть он порадуется этому «что-то», тому немногому, что он сделал. Работники одиннадцатого часа, как мы знаем, награждаются так же, как и работники первого.

Если мы говорим о начале поста, то начать, потом бросить и больше до конца не поститься – это неправильно. В любом деле – конец делу венец. Я думаю, что если кто-то начал, попостился и бросил, то, поскольку еще весь пост впереди, пусть он постарается вернуться к посту, хотя бы за какое-то малое количество дней до его конца. Это будет здорово, потому что тогда он действительно будет «работником одиннадцатого часа».

Даже если человек после Нового года начнет поститься, дня за четыре, за пять до окончания поста соберется и решит: вот хоть столько я сделаю – это тоже будет очень хорошо. Раз не получается по-другому, пусть будет хоть так.

Тот, кто хотя бы что-то сделал, пусть поблагодарит Бога за это «что-то». И решит для себя, что в следующий раз он сделает больше. Раз я смог три дня поститься, значит, смогу и четыре, и пять. В жизни очень важно, чтобы наше движение шло по нарастающей, чтобы не было регресса. Если я в этот год попостился 10 дней, а в следующий – 9, то велика вероятность, что дальше будет еще хуже. И наоборот, если я в этот год попостился 9 дней, а в следующие – 10, то идет рост.

– Радость Рождества, в чем ее особенность?

Радость Боговоплощения, Рождества – конечно велика. Дело в том, что Рождественский пост, он не такой, как Великий, и по сложности, и по богослужениям. Великим постом все меняется, вся жизнь, весь жизненный уклад. А Рождественским постом все проще…

Конечно, Рождество – это торжество любви Божьей. Бог стал человеком. Любовь Божья к людям явлена с такой силой, так любит Бог человека, что Сам становится Человеком. Конечно же, эта любовь обращена не только к постникам, а ко всем без исключения людям, это радость для всех.

Пост, однако, может сделать душу способной более полно и глубоко пережить эту радость. Но только, разумеется, при условии, что не будем свысока смотреть на тех, кто не постился!

Подготовил Александр ОКОНИШНИКОВ, «ЧЕСТНОЕ СЛОВО»

Поделиться

guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x