Религия

«И шестикрылый Серафим на перепутье мне явился…»

В древности год начинался не с января. Первым месяцем в году был март. В названиях месяцев до сих пор можно проследить это. Например, слово «сентябрь» происходит от латинского septem – «семь», седьмой месяц. «Октябрь» от octo – «восемь». Ноябрь – «девятый». Всего существует девять Ангельских чинов. И именно поэтому праздник «Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных» принято было церковью отмечать в девятом месяце – в ноябре. «Бесплотных» – значит без плоти, бестелесных

Кто такие Ангелы?

В нашем современном календаре Собор архистратига Михаила празднуется 21 ноября. А по старому стилю – это восьмое ноября. Это число тоже было выбрано не случайно. Восьмой день месяца (по старому стилю) указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божьего, который святые отцы называют «днем восьмым», так как после «века сего», идущего неделями по семь дней (седмицами), наступит «день восьмой», день, как бы из ряда вон выходящий. И тогда «приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним» (Евангелие от Матфея  25:31).

Итак, Ангелы – это бесплотные духи, обладающие разумом и свободной волей, осознанно избравшие путь послушания и служения Богу, активные участники Божественного Промысла.

Ангельский мир был сотворен прежде устроения видимого, физического мира (Бытие 1:1). Изначально все они были созданы добрыми. Впоследствии часть из них злоупотребили свободой и отпали от Бога, став бесами. Другие же ангелы остались верными своему Создателю и своему изначальному предназначению. После этого падшие ангелы были низвержены с Небес, а светлые утвердились в добре и любви к Богу навечно.

Если говорить в общих чертах, жизнь светлых ангелов состоит в совершенствовании, прославлении Бога (Исаия 6:3) и служении Ему (и людям).

Чем различаются и чем занимаются светлые ангелы? Помимо того, что ангелы отличаются друг от друга степенью власти и совершенства, их разность усматривается в направлениях деятельности, связанных с зонами личной ответственности. Так, Писание сообщает об Ангеле вод: «И услышал я Ангела вод» (Откр. 16:5), Ангеле огня: «Ангел, имеющий власть над огнем» (Откр. 14:18), ангелах, покровительствующих царствам, народам, церквам. Наконец, при Крещении каждому христианину уделяется особый ангел-хранитель. Служение Богу они осуществляют не механически, а осмысленно, творчески!

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Обусловленность ангелов пространством и временем отличается от той обусловленности, что характерна для представителей видимого, физического мира. В силу этого все они могут молниеносно перемещаться из одной области Вселенной в другую. Между тем, они, все же, зависят от времени и не могут единовременно присутствовать в двух разных местах. Считается, что по причине того, что ангелы это бесплотные духи, они не подлежат троякому измерению.

Ангелы – бестелесны, бесплотны. Однако их бестелесность не абсолютна, ибо такая особенность характерна лишь для Бога, Чистейшего, Высшего Духа. Являясь же перед людьми видимым образом, ангелы обнаруживают не свои личные тела, а результат специального действия, в силу которого человек видит их, словно бы они были вещественными.

Будучи созданы бессмертными, ангелы никогда не умрут. Кроме того, однажды сделав свой нравственный выбор и поддерживаемые в своей деятельности Божьей благодатью, они никогда не согрешат.

Ангел есть дух (хотя и не столь совершенный, как Бог). Описать Ангелов невозможно, т. к. они принадлежат к миру духовному; являясь людям, они преобразуются для нашего мировосприятия (могут являться и в виде обычных людей, одетых в современную людям одежду).

Ангелы бестелесны, но не вездесущи (как Бог), а пространственно ограничены (когда они находятся на небе – их нет на земле). Ангелы стремительно передвигаются в пространстве и свободно проходят сквозь материальные объекты. Ангелы не имеют пола и возраста, не претерпевают изменения. Охраняя людей, Ангелы в то же время не остаются на земле все время, но посещают Небеса и видят «лице Отца Небесного» (Матфея 18:10).

Число Ангелов не изменяется, поскольку они не размножаются (Матфея 22:30), сколько Господь их сотворил в начале мира, столько их и останется до конца истории. Хотя Ангелам неизвестен день Суда Божьего, они будут его исполнителями: когда история мира сего подойдет к концу, они проявятся в видимом образе «и отделят злых из среды праведных» (Матф. 13:49);

Ангелы – не равнодушные исполнители воли Божией; они «радуются о каждом кающемся грешнике» (Луки 15:10), то есть они искренне заинтересованы, чтобы воля Божия осуществлялась.

Ангельские существа живут в нашем времени (они не могут заглядывать в будущее или отсюда переноситься в прошлое). Ангелы могут переноситься в любую точку мироздания, могут посещать те сферы бытия, которые недоступны нам (мир, в котором находятся души усопших), однако они не вездесущи. Они не могут одновременно находиться и здесь, и там.

Ангелы чрезвычайно могущественны. Василий Великий писал, что «один Ангел равняется целому воинству и многочисленному ополчению». Это подтверждается и свидетельством Священного Писания, хотя бы теми титулами, которые Библия усваивает Ангелам и которые говорят сами за себя: Господства, Силы, Власти, Начала и др. Ангелы сопровождают нас в мир иной и там также нас не покидают.

Чины Ангельские

Мы упомянули о девяти Ангельских чинах. Они разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. Расскажем обо всех подробнее.

Серафим

В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестикрылые Серафимы (в переводе – пламенеющие, огненные). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней. «…Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Библия, Исаии 6:1-3).

Херувим

После Серафимов Господу предстоят многоочистые (многоокие, многоглазые) Херувимы. Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божьих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания. «Поставил на востоке у сада Эдемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Бытие 3:24). Они четырехкрылые и четырехликие Ангелы. Их главное служение – просвещение (ивр. керубим – «умы», «распространители познания, мудрости»).

Престол

За Херувимами – предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы. «ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано» (Колоссянам  1:16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божьему. Изображаются в виде колес со множеством глаз на ободьях. «А ободья их – высоки и страшны были они; ободья их у всех четырех вокруг полны были глаз» (Иезекииль 1:18).

Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.

Господства (Кол.  1:16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.

Силы. «Которому (Иисусу Христу, – прим. «ЧС») покорились Ангелы и Власти и Силы» (1-е Петра  3:22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божьим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.

Власти (1Пет.  3:22; Кол.  1:16) имеют власть укрощать силу дьявола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе со злыми помыслами.

В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.

Начала (Кол. 1:16) начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Наделены правом повелевать законами Вселенной, природы, а также оберегают народы и страны. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгоды, а ради чести Божией и пользы ближних.

Ангел-Хранитель

Архангелы. «Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут» (1-е Фессалоникийцам  4:16). Она благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия. Являются начальниками Ангелов.

Ангелы. Наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, поднимают падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

Стоит отметить, что все перечисленные чины Небесных Сил носят и общее название – Ангелы – по сути своего служения (посланники). Господь Бог открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.

Архангелы

А теперь поговорим подробнее об Архангелах. Кстати, в честь Архангелов в России назван целый город – Архангельск (назван так благодаря расположенному неподалеку Михайло-Архангельскому монастырю). А в США есть Лос-Анджелес, что буквально означает – Город Ангелов.

Памятник Архангелу Михаилу в Сочи

Архангел Михаил – один из высших Ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах Церкви. Священное Писание нас учит, что, кроме физического, существует великий духовный мир, населенный разумными, добрыми существами, именуемыми Ангелами. Слово «ангел» на греческом языке значит «вестник». Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю. В чем же собственно состоит их жизнь в духовном мире, который они населяют, и в чем заключается их деятельность – мы почти ничего не знаем, да, в сущности, и понять не в состоянии. Они пребывают в условиях, совершенно отличных от наших материальных: там время, пространство и все жизненные условия имеют совсем иное содержание. Приставка «архи» к некоторым Ангелам указывает на их более возвышенное служение сравнительно с другими святыми Ангелами.

Имя Михаил – на еврейском значит «Кто как Бог». Священное Писание, повествуя о явлении Ангелов различным людям, собственным именем называет только некоторых из них, – по-видимому, тех, которые несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле. Среди них – Архангелы Михаил и Гавриил, упоминаемые в канонических книгах Библии, а также Архангелы Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил и Варахиил, Иеремиил, упоминаемые в неканонических ветхозаветных книгах Писания.

В книге «Руководство к написанию икон святых угодников» говорится о том, что святой Архангел Михаил «изображается попирающим (топчущим ногами) люцифера и, как победитель, держащим в левой руке на груди зеленую финиковую ветвь, а в правой руке копье, на верху коего белая хоругвь, с изображением красного креста, в ознаменование победы Креста над диаволом». (Академик В.Д. Фартусов, Москва, Синод. Тип., 1910, стр. 226).

Русский Златоуст, Архиепископ Херсонский Иннокентий в назидание писал: «Он первый восстал против люцифера (сатаны), когда тот восстал против Вседержителя. Известно, чем закончилась эта война, низвержением денницы (сатаны) с неба. С тех пор Архангел Михаил не перестает ратоборствовать за славу Творца и Господа, за дело спасения рода человеческого, за церковь и чад ее. …Посему для тех, кои украшаются именем (кто назван Михаилом – прим. «ЧС») первого из Архангелов, всего приличнее отличаться ревностью к славе Божией, верностью Царю Небесному и царям земным, всегдашнею войной против порока и нечестия, постоянным смирением и самоотвержением» (Седмь Архангелов Божиих, М., 1996, стр. 5–6).

Архангел Михаил в Писании именуется «князем», «вождем воинства Господня» и изображается, как главный борец против дьявола и всякого беззакония среди людей. Отсюда его церковное именование «Архистратиг», т. е. старший воин, вождь.

Пророку Даниилу было предсказано о помощи народу Божьему со стороны Архангела Михаила в период предстоящих преследований при антихристе. В книге Откровения апостола Иоанна Богослова Архангел Михаил выступает как главный вождь в войне против дракона-дьявола и прочих взбунтовавшихся ангелов. «И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною».

Архангел Гавриил и Дева Мария

Архангел Гавриил (имя означает: Всевышний – моя сила). Один из высших ангелов, в Ветхом и Новом Заветах является, как носитель радостных благовестий, вестей, новостей. Священнику Захарии он возвещает в храме о рождении Иоанна Крестителя, Приснодеве Марии в Назарете – о рождении Спасителя мира Иисуса Христа. По Библии он считается ангелом хранителем избранного народа.

На иконах изображается со свечей и зеркалом из ясписа в знамение того, что пути Божии до времени не бывают ясны, но постигаются через время путем изучения слова Божия и послушания голосу совести.

Святой Архангел Гавриил, как поясняется в «Руководстве к написанию икон», «изображается держащим в правой руке фонарь с зажженною внутри свечею, а в левой каменное зерцало». Это зеркало из зеленого ясписа (яшмы) с черными и белыми пятнами на нем, освещаемое светом истины, отражает хорошие и дурные дела народов, возвещает людям тайны Божьего домостроительства, спасения человечества.

Архангел Варахиил

Архангел Варахиил (благословение Божие). Это имя известно только по преданиям. В Библии оно не встречается.

В книге «Руководство к писанию икон» говорится о нем следующее: «Святый Архангел Варахиил, раздаятель благословений Божиих и ходатай, испрашивающий нам Божия благодеяния: изображается несущим на груди своей на одежде белые розы, как бы награждающим по повелению Божию за молитвы, труды и нравственное поведение людей и предвозвещающим блаженство и нескончаемый мир в Царствии Небесном». Эти белые розы означают благословение Божие. Что может быть чище и благовоннее белых роз, из которых добывается розовое масло? Так Господь через своего Архангела Варахиила посылает свое благословение из недр одежды его за молитвы и труды людям.

«Поскольку благословения Божии различны, – пишет Святитель Иннокентий Херсонский, – то и служение сего Ангела многообразно: чрез него посылается благословение Божие на всякое дело, на всякое доброе житейское занятие».

Архангел Салафиил (молитва к Богу). Упоминается в неканонической книге 3-я Ездры  5:16.

«И вот Господь даровал нам целый лик ангелов молитвенных, с их вождем Салафиилом, – пишет Херсонский владыка Иннокентий, – чтобы они чистым дыханием уст своих согревали наши холодные сердца к молитве, чтобы вразумляли нас, когда и как молится, чтобы возносили приношения наши к престолу благодати. Когда увидите, братья, на иконе Архангела, стоящего в молитвенном положении, с очами, потупленными вниз, с руками, приложенными с благоговением к персям (к груди), то знайте, что это Салафиил».

В книге «Руководство к писанию икон» говорится: «Святый Архангел Салафиил, молитвенник, всегда молящийся Богу о людях и возбуждающий людей к молитве. Он изображается с лицом и очами, склоненными (опущенными) вниз, и руками, прижатыми (сложенными) крестом на груди, как умиленно молящийся».

Архангел Иегудиил (хвала Божия). Это имя известно только по преданиям. В Библии оно не встречается.

Имя святого Архангела Иегудиила в переводе на русский язык Славитель Божий или Хвала Божия. Как поясняется в «Руководстве к писанию икон», Архангел Божий Иегудиил «изображается держащим в правой руке золотой венец, как награду от Бога за полезные и благочестивые труды святым людям, а в левой руке бич из трех черных веревок с тремя концами, как наказание грешным за леность к благочестивым трудам».

«Всякий из нас, от мала до велика, обязан жить и трудиться для славы Божией, – пишет Архиепископ Херсонский Иннокентий. Чем больше подвиг, тем выше и светлее награда. В деснице Архангела не просто венец: это награда для всякого христианина, трудящегося во славу Божию».

Архангел Рафаил (помощь Божия). Упоминается в неканонической книге: Тов.  3:16,  12:12–15.

«Кто желает сподобиться небесной помощи Рафаила, тому первее всего надобно самому быть милостивым к бедствующим», – наставляет Архиепископ Иннокентий Херсонский. Рафаиил по-арамейски означает Исцеление Божие или Врачевание Божие.

В «Руководстве к написанию икон» вкратце поясняется, что: «Святый Архангел Рафаиил, врач недугов человеческих: изображается держащим в левой руке сосуд (алавастр) с врачебными средствами (лекарством), а в правой стручец, то есть остриженное птичье перо для помазывания ран».

Архангел Уриил (огнь Божий). Упоминается в неканонической книге: 3-я Ездры  4:1,  5:20.

Согласно Преданию Христианской Церкви, святой Архангел Уриил был поставлен Богом охранять Рай после грехопадения и изгнания Адама. По учению Святых Отцов, Архангел Уриил, будучи сиянием огня божественного, является просветителем потемненных, неверующих и невежд. А само имя Архангела, соответствуя его особому служению, означает Огонь Божий или Свет Божий.

По иконописному канону Православной церкви, святой Архангел по имени Огонь Божий «изображается держащим в правой руке против груди обнаженный меч, а в левой огненный пламень».

«Как Ангел света, он просвещает умы людей откровением истин, для них полезных; как Ангел огня Божественного, он воспламеняет сердца любовью к Богу и истребляет в них нечистые привязанности земные», поясняет владыка Иннокентий, Архимандрит Херсонский.

Архангел Иеремиил (высота Божия). «В 3-ей книге Ездры (4:36) упоминается еще Архангел Иеремиил (высота Божия)», – пишет архимандрит Никифор в «Библейской энциклопедии» (М., 1891, стр. 63). Он присутствовал при первой беседе Архангела Уриила со священником Ездрой и отвечал последнему на вопрос о знамениях, предшествующих концу грешного мира, и о начале вечного царства праведников.

Имя святого Архангела Иеремиила означает по-русски Высота Божия или Возвышение Божие. Он посылается свыше от Бога к человеку, дабы содействовать возвышению, возвращению человека к Богу. Архангел Божий не только приоткрывает мрачную перспективу греховного мира, дескать, чем дальше, тем хуже, но также помогает узреть в умирающем мире святые зерна жизни вечной (см. Евангелие от Иоанна 12:24). Изображается он, держащим в правой руке весы.

Что делать, если вам явился Ангел?

Православным людям следует помнить, что ангелы бывают разными: одни верно служат Богу-Творцу, другие – отпали от него и стали приспешниками зла. Они невидимо обитают вокруг нас и искушают людей, пытаясь заставить их впасть в грех. Чтобы обмануть доверчивых простаков, духи зла принимают вид Божьих Ангелов и вводят этим людей в заблуждение. Об этом говорил апостол Павел: «…сам сатана принимает вид Ангела света» (2 Кор. 11:14). Поэтому православные святые предостерегали неокрепших в вере людей от желания видеть ангелов, указывая, что явление ангела обычному мирянину или неокрепшему в вере монаху – вещь опасная, видение может соблазнить и даже погубить человека.

Есть даже предание, в котором рассказывается о монахе, который каждую ночь усиленно молился. И вот, явился ему ангел и стал беседовать с ним каждую ночь. Монах сначала обрадовался, пока не понял, что разговаривая с ангелом, он перестал молиться Богу. Епископ Игнатий Брянчанинов, живший в XIX веке, предостерегал людей от подобных духовных опытов и указывал, что даже святой Симеон Столпник был обманут бесом, который явился ему в виде ангела на колеснице, а значит, мирянина бесу обмануть гораздо проще.

Епископ писал, что единственный способ спастись – это вести подвижнический образ жизни, молиться, бороться с грехами и делать добро. Святой Иоанн Кассиан Римлянин (IV век) рассказывал о случаях, когда один из палестинских монахов, соблазненный бесом в личине ангела, покончил с собой, а второй – пытался принести в жертву своего сына, чтобы «стать как Авраам» (который, кстати, в жертву своего сына не принес).

Следует помнить, что бесы могут «предсказывать» будущее. Слово «предсказывать» мы взяли в кавычки. Предсказывать они, конечно, его не могут. Но могут, зная человека и мир попытаться его угадать, спрогнозировать.Они могут навязываться неопытным людям, наделяя их некими ложными «дарами» прозорливости или способности временно исцелять, нашептывать на ухо, привлекая внимание. От этого можно избавиться только крестным знамением и молитвой, а если подобное не проходит, то следует обратиться к священнику за советом.

В Киево-Печерской Лавре известен случай, когда юный монах, увидев пред собой ангела, поклонился ему и таким образом впал в зависимость от беса, притворившегося ангелом. Он пообещал монаху, что сам будет молиться от его имени, а у монашка вдруг открылся «дар» ясновидения. Однако братья вскоре заметили, что монашек бросил читать Евангелие, изучает только Ветхий Завет и совсем не молится. Опытные иноки поняли, что юноша впал в прелесть, и изгнали беса молитвами. А монах покаялся и снова принялся за молитву. Церковь его знает, как Никиту Завторника, епископа Новгородского.

Чтобы не стать жертвой обмана лукавого духа, следует помнить несколько правил. Известно, что при появлении ангелов, человек испытывает чувство ужаса. И Божьи ангелы первым делом успокаивают человека. «Не бойся!» – говорит Архангел Гавриил испугавшейся Деве Марии. Захарию ангел тоже уговаривает не бояться. Злой же дух наоборот, постарается увеличить волнение человека, наслаждаясь эффектом.

Известный проповедник о. Серафим Роуз в книге «Душа после смерти» рекомендует сразу же осенять себя крестным знамением, а если остается сомнение, следует попросить перекреститься и явившегося вам ангела. Нельзя поклоняться ангелам, особенно если они просят об этом, ведь даже Господень ангел – только служебный дух, а христиане поклоняются Господу Богу Иисусу Христу, но не ангелам. Отец Даниил Сысоев говорил, что ангелу можно лишь слегка поклониться в знак почтения. Святой Антоний Великий, который не понаслышке знал о борьбе с демонами, рекомендовал при встрече с ангелом ни в коем случае не пугаться, взять себя в руки и спросить духа о том, кто он и откуда явился. Если видение от Бога, то ангел Господень или явившийся святой успокоят человека, и страх обернется радостью, а если видение от дьявола, то бес, видя бесстрашие человека, сам устрашится. В общем, христианину следует с осторожностью относиться к видениям и помнить, что каждый из нас увидит ангелов в конце жизни – они будут сопровождать наши души в мытарствах и защищать от духов тьмы.

В конце наших заметок отметим, что в последнее время ангелы все чаще становятся действующими лицами в различных кинофильмах. И, как правило, изображают их вовсе не как положительные фигуры, а прямо противоположно. Вспомним фильм «Константин», «Легион», «Город ангелов». Повторим, таких фильмов становится все больше. И возникает ощущение, что все это неспроста. И за этим видится какая-то месть со стороны сатаны Божьим Ангелам. Учитывая, под чьим воздействием сегодня находится большая часть так называемого «искусства», это предположение не кажется таким уж невероятным…

Подготовил Александр ОКОНИШНИКОВ, «ЧЕСТНОЕ СЛОВО»

Поделиться

guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x