Религия

Хлеб наш насущный дай нам…

В последние октябрьские дни по всей России, а особенно – в Сибири – заканчивается осенняя страда. В европейской части страны уборочную заканчивают все-таки пораньше. Впереди – праздники урожая, чествование наиболее успешных хлеборобов. И в один из этих последних октябрьских дней – 28-го числа – Русская Православная Церковь празднует день чудотворной иконы «Спорительница хлебов». Одного из самых необычных образов Пресвятой Богородицы и, наверное, одной из немногих икон на Руси, посвященной нелегкому труду селянина

Богородица над полями и снопами

Сначала несколько слов о самом названии иконы. Слово «спорить» означает не только конфликт каких-то мнений. Старинное слово «споро» надо понимать, как выполнение действия быстро и качественно. Выражение «дело спорится» как раз об этом. В словаре Владимира Даля говорится об этом слове так – «помогать, способствовать и пользить, приносить пользу, или улучшать, удобрять, усиливать, увеличивать, приносить счастье, удачу, идти впрок».

«Спорительница хлебов» – икона с необычной, неизвестной ранее христианскому миру, иконографией. Исполненная глубокого духовного содержания, икона изображает Божию Матерь над созревшей хлебной нивой, молящейся за русскую землю. Внизу на узкой полоске земли – хлебное поле, часть которого уже сжата в снопы, лежащие тут же, а часть еще колосится среди цветов и травы. А над ними распростерла Свои руки восседающая на легком облаке Матерь Божия. Взгляд Ее, обращенный прямо на нас, и милостивый, и одновременно строгий.

Икона была написана в 1890 году, который в Калужской губернии оказался голодным, по благословению святого Амвросия Оптинского. Он дал и название образу и установил его празднование на 15 (28) октября.

Замысел написания этой иконы возник у Амвросия Оптинского в последние годы жизни. В основу эскиза, сделанного им лично, лег пейзаж окрестностей Шамординского монастыря с парящим над ним образом Богоматери. Впрочем, об истории замысла иконы бытуют разные истории. Одну из них пересказывает о. Ераст (Вытропский), письмоводитель старца Амвросия. Он указывает следующий повод для написания иконы: «Житель северной губернии, первый раз в жизни увидев черноземные хлебные поля, поражен был видом беспредельного, как море, пространства, волнообразного, наполненного сжатыми снопами хлеба. В его уме явился вопрос: чем же народное религиозное сознание выразило свою благодарность за тучное поле к Промыслу и в особенности к Покровительнице рода христианского Пресвятой БогоматериЕсть икона Покрова, но ее происхождение византийское и идея ее – избавление от всякого зла. Между тем каждая русская крестьянка-хозяйка постоянно молится о том, чтобы была скорость в хлебе. С этими мыслями в октябре 1889 года прибыл он к старцу и по окончании рассказа только хотел было добавить старцу о своих дорожных впечатлениях, как старец предупредил его вопросом: «У меня многие просят икону Божией Матери на благословение. Как ты думаешь, какую бы написать, Покров, что ли?» Пересказав старцу свои впечатления, этот северянин напомнил, что в России, стране по преимуществу земледельческой, нет иконы, выражающей благословение Божией Матери, Матери Иисуса Христа на урожай хлебов. «Да, – такой нет, – сказал старец. – Можно бы изобразить Божию Матерь в облаках, благословляющую снопы в полях. А название этой иконе можно бы придать «Спорительница хлебов».

До последнего времени считалось, что в 1890 году Амвросий поручил написание иконы иеромонаху Даниилу, родному брату шамординской игуменьи Софии, который был известным академическим живописцем. Будто бы именно иеромонах Даниил изобразил Богоматерь, сидящую на облаках с распростертыми руками, в привычном для себя академическом стиле живописи. Образ Богоматери был взят с иконы «Всех святых» из Богородично-Всехсвятского монастыря Орловской губернии. Нижнюю часть иконы занимал натуралистический пейзаж с уходящим вдаль хлебным полем и снопами ржи. Впрочем, в последнее время авторство иеромонаха Даниила эксперты серьезно оспаривают. Не вдаваясь в подробности, отметим, что для этого есть серьезные основания.

Но вот что совершенно точно, так это то, что старец Амвросий лично указал, что должно быть изображено на иконе Божией Матери Хлебная, и сказал, что 15 октября – день ее празднества. Образ Божьей Матери назвали «Спорительницей хлебов».

Зная о своей скорой смерти, отец Амвросий раздал и разослал всем своим духовным детям фотографии иконы, которые заказал в огромном количестве. Также старец создал припев для акафиста иконе «Спорительница хлебов», который и до нашего времени считается чем-то особым и используется в богослужениях. При самых сложных делах или опасностях, его духовные дети часто произносили вслух этот припев, что прибавляло им уверенности и защиты Господа.«Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое».

В это же время, в конце земного пути на вопрос духовника своего, о. Феодора, на кого он оставляет свою Шамординскую обитель, старец Амвросий без колебания ответил: «Обитель оставляю Царице Небесной». Обитель, оставленная старцем Амвросием под покровом Божией Матери, к началу XX века стала процветающим монастырем, где под духовным руководством оптинских старцев подвизалось более 800 сестер.

В Оптину пустынь икону доставила осенью 1890 года игуменья Илария, настоятельница Болховского женского монастыря, в котором икона писалась. Икону сразу начали почитать как в Оптиной пустыни, так и в Шамординском монастыре.

Икону стали почитать чудотворной после голодного 1891 года, когда Оптина пустынь, Шамординский монастырь и прилегающие местности все же смогли, несмотря на общее неблагополучие, получить хороший урожай. В 1892 году список с иконы отправили в Пятницкую общину Воронежской губернии, где наблюдались засуха и голод, и во время молитвы перед иконой начался дождь, что позволило получить урожай.

Есть и относительно недавние свидетельства того, в чем Бог помогает через икону «Споручница хлебов»: Среднеуральский женский монастырь, который был основан в начале нового тысячелетия. До поры на этой территории был простой луг, который буквально за считанные годы стал развитой обителью с многочисленными зданиями. Как говорят верующие, именно «Спорительница хлебов», которой посвящен монастырь, помогла создать в такие короткие сроки обитель.

«…покажи силу Твою на жатве нив и полей наших»

Поскольку почитатели старца Амвросия хотели иметь изображения этой иконы, с образа стали делать живописные списки и литографии. Почитание иконы приобретало общероссийский характер, о ней появились газетные и журнальные публикации.

После кончины Амвросия Оптинского на растущее почитание иконы обратил внимание Синод. В 1892 года он выдал предписание «представить сию икону в кафедральный собор для хранения в ризнице», которое и было исполнено. Но одновременно Синод постановил запретить распространение изображений Божией Матери с необычным названием. В 1896 году Синод вновь рассмотрел дело «О допущении к употреблению иконы Божией Матери, именуемой «Спорительницею хлебов», и не нашел оснований к пересмотру прежнего решения.Святейший Синод определением от 20 мая – 3 июня 1892 года за № 1217 отклонил также и просьбу московского купца С. В. Перлова о разрешении печатания хромолитографированного изображения иконы, «признав небезосновательным выраженное Московским духовно-цензурным комитетом опасения, что распространение такового изображения с необычным в Православной Церкви наименованием Божией Матери может возбудить в народе неправильные и нежелательные толки».

Амвросий Оптинский

Запрет на печатание и распространение изображений данной иконы был связан, однако, не только с необычной иконографией образа и его названием, но и с личностью старца Амвросия. Это была очень яркая личность. К нему тянулись такие разные личности, как Лев Толстой и Федор Достоевский. Не всегда его идеи и высказывания встречали одобрение в крайне забюрократизированном Синоде тех лет.

И все же, несмотря на запрещения Синода, изображения иконы продолжали распространяться. В 1917 году иконе посвятил свои стихи поэт Вячеслав Иванов, один из идейных вдохновителей Серебряного века, из которых видно, что к тому времени образ был уже весьма известен в православной среде.

«…Дай нам хлеба вскорости
Добрым людям спорости,
Матерь Божия Спорительница!»

Местонахождение оригинала иконы доподлинно неизвестно. По одной версий он был отправлен в сельское поселение Михново, недалеко от столицы Литвы – Вильнюса, в 1917 году. Образ был вывезен иеромонахом Понтием по велению святого Амвросия, явившегося ему во сне. До настоящего времени «Спорительница хлебов» есть в иконостасе этой сельской церкви. Но, как оказалось, это не подлинник, а список. Копии образа имеются в церкви Шамординского монастыря, во Введенском храме Оптиной пустыни.

Начиная с 1995 года, в календаре Русской Православной Церкви присутствует день празднования иконы «Спорительница хлебов» (решение было принято Святейшим Патриархом Алексием II в ноябре 1993 года). Празднование иконы Божьей Матери «Спорительница хлебов» во всех православных храмах РПЦ установлено на 15 октября (28 октября по новому, современному стилю), как того желал преподобный Амвросий.

Старец установил празднование иконе 15(28) октября, после времени окончания жатвы и уборки урожая, и именно в этот день на следующий год тело старца было предано земле.

Отметим, что на Поместном соборе Русской Православной Церкви 6 – 9 июня 1988 года сам старец Амвросий был причислен к лику святых, первым из собора оптинских старцев.

Храмы, посвященные иконе «Спорительница хлебов», находятся преимущественно в сельской местности. Священный образ особенно близок людям, чей труд связан с землей. Общее количество таких сельских приходов в России равно 35-ти. Есть и в Оптиной пустыни храм, освященный в 2000 году в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» на территории подсобного хозяйства монастыря.

Перед иконой молятся об умножении плодов земных и небесных, об избавлении от засухи, гибели хлебов, голода. В акафисте чудотворному образу поется: «Хотящи жати спасение, яко село сладкое, показалася еси, Владычице, от Него же питающеся, имамы пищу вечную и нетленную. Мы же, земнии суще, молим Тя, Пречистая Дево, покажи силу Твою на жатве нив и полей наших, егда приидет время их, и всяк злак да изобилует на утешение нас, поющих Богу: Аллилуия».

Священный синод Русской православной церкви на заседании 16 – 17 июля 2020 года одобрил для употребления за богослужением и в домашней молитве текст акафиста Божией Матери в честь иконы Ее, именуемой «Спорительница хлебов».

У черта на куличках

35 сельских приходов в честь чудотворной иконы «Спорительница хлебов» – это совсем немало. Особенно если учесть, что наша Церковь только-только начинает возрождаться после многих десятилетий безбожной советской власти. Но не станем утешаться цифрами приходов в честь чудотворного образа. На самом деле, ситуацию с верой в российских селах можно назвать почти катастрофической.

Вот сейчас пойдут по всей Сибири празднества урожая. В честь хлеборобов будет сказано много добрых и заслуженных слов. Но, наверное, почти нигде в торжествах вы не увидите священника. Нигде не будут отслужены благодарственные молебны за добрый урожай. Да и служить эти молебны на селах – негде. Сегодня редко в каком из далеких сел (особенно в Сибири) есть храм.

…Впрочем, и само количество сел и деревень в России за последние 20 лет сократилось минимум на 37 тысяч…

Сегодня вера переместилась из деревни в города. Вроде бы под этим есть закономерная основа. Сегодня в городах сосредоточено большинство населения. Здесь, в большей степени, сосредоточены деньги, здесь и возводятся десятками и сотнями новые храмы. И дело это – благое. Но вот село – исконная обитель русского Православия – остается и без храмов, и без священников и – как результат – с затухающей верой.

…Есть в русском языке такое выражение – «у черта на куличках». Заметьте, как точно в этой поговорке отражена суть явления. В дальних, заброшенных местах образуются прибежища как раз для чертей…

А ведь потребность в вере у людей на селе – огромная. Уже много лет в Новосибирской области проводятся миссионерские акции на единственном в России корабле-церкви «Святой апостол Андрей Первозванный». Корабль раз в год отправляется к дальним селам и деревням, и всякий раз для селян – это настоящий праздник. Тысячи и десятки тысяч селян приходят к прибывшему в их села кораблю креститься самому или окрестить своих детей и внуков. Приходят исповедаться. Подать записки о здравии и за упокой, послушать проповедь.

Та же самая история происходит в Новосибирской области и во время миссионерских акций поезда «За духовное возрождение России». Снова тысячи селян идут к священникам в вагон-церковь. Но такие акции проводятся только раз в год. А как быть селянам в остальное время? Особенно в тех местах, где у селян практически нет работы. А подобных мест становится сейчас все больше. Что им остается? Спиваться?

Недавно один из авторитетных сельских руководителей заявил, что в Новосибирской области впору объявлять новое освоение целины. По его прикидкам, сегодня в регионе около одного миллиона (!) заброшенных и необрабатываемых земель. Производство все больше сосредотачивается в крупных агрохолдингах, а те места, что «у черта на куличках», никому уже не нужны.

Кто-то скажет: но ведь агрохолдинги в изобилии обеспечивают нас продуктами питания. Не обольщайтесь. Во-первых, изобилие продуктов в магазинах происходит от того, что у многих просто нет средств на их приобретение. А, во-вторых, само качество нашей пищи сегодня серьезно изменилось. И далеко не в лучшую сторону. Промышленные технологии в производстве пищи – вовсе не так и хороши. Применение генно-модифицированных семян. Накачивание животных разного рода препаратами. Все это давно испытывают люди на Западе. Не случайно там так ценятся экологически чистые продукты.

Много десятилетий назад И. Ильф и Е. Петров писали в книге «Одноэтажная Америка»: «Мы долго не могли понять, почему американские блюда, такие красивые на вид, не слишком привлекают своим вкусом. Сперва мы думали, что там просто не умеют готовить. Но потом узнали, что не только в этом дело, что дело в самой организации, в самой сущности американского хозяйства. Американцы едят ослепительно белый, но совершенно безвкусный хлеб, мороженое мясо, соленое масло, консервы и недозревшие помидоры.

Как же получилось, что богатейшая в мире страна, страна хлебопашцев и скотоводов, золота и удивительной индустрии, страна, ресурсы которой достаточны, чтоб создать у себя рай, – не может дать народу вкусного хлеба, свежего мяса, сливочного масла и зрелых помидоров?

Мы видели под Нью-Йорком пустыри, заросшие бурьяном, заглохшие куски земли. Здесь никто не сеял хлеба, не заводил скота. Мы не видели здесь ни наседок с цыплятами, ни огородов.

– Видите ли, – сказали нам, – это просто невыгодно. Здесь невозможно конкурировать с монополистами с Запада.

Где-то в Чикаго на бойнях били скот и везли его по всей стране в замороженном виде. Откуда-то из Калифорнии тащили охлажденных кур и зеленые помидоры, которым полагалось дозревать в вагонах. И никто не смел вступить в борьбу с могущественными монополистами.

Сидя в кафетерии, мы читали речь Микояна о том, что еда в социалистической стране должна быть вкусной, что она должна доставлять людям радость, читали как поэтическое произведение.

Но в Америке дело народного питания, как и все остальные дела, построено на одном принципе – выгодно или невыгодно. Под Нью-Йорком невыгодно разводить скот и устраивать огороды. Поэтому люди едят мороженое мясо, соленое масло и недозревшие помидоры…»

Вот к этому мы сейчас, если еще и не пришли целиком, то идем.

Не поле перейти…

Уже более века существует образ Божией Матери «Спорительница хлебов». И хотя нет его единой иконографии, но на каждой иконе у Богоматери, сидящей на облаке, одинаково воздеты в молении руки над полем, питающим нас хлебом жизни, и поле это, и небо разное, – такое, каким видит его иконописец.

Яркий пример в этом разнообразии – икона из Скорбященского храма в МихновоИкона, написанная в Шамордино за несколько лет до революции, передает предгрозовое ощущение на земле: темная свинцовая туча, нависшая над золотистым хлебным полем, темные деревья и совсем вдалеке чуть виден храм… И над всем этим – спокойный, благословляющий образ Матери Божией. Какое острое предчувствие грозы, которая пронесется над золотистой нивой!Вспомним, кто благословил строительство храма в Михново, а значит, и эту икону. Это был старец Нектарий, один из последних оптинских старцев. Своему духовному сыну, будущему священнику Василию Шустину, при последнем их свидании в 1917 году он сказал пророческие слова: «Тяжелое время наступает теперь. Наступаетвек молчания. Наступает время молитв».

Совсем иной образ Божией Матери «Спорительница хлебов» расположен в иконостасе Амросиевского храма в возрождающейся ныне Шамординской обители. Он написан сестрами монастыря в 1996 году. Мы видим вход в пещеру в скале, а на поле трех ангелов, бережно собирающих на созревшей ниве колосья в снопы и подносящих их к ногам Божией Матери. Какие две разные иконы написаны в одной обители: предреволюционная, где только предчувствие грозы, и современная, в которой так явно эсхатологическое ощущение времени…

Представленный ряд икон, разных по времени написания, относится к иконографическому типу Молящаяся, по-гречески ОрантаВ богословском толковании он представляет собой одну из ступеней спасения падшего человечества, а именно, моление о спасении каждого члена Церкви Христовой и привлечении в стены Церкви всех тех, до кого еще не дошло слово Божие.

Почитая Царицу Небесную, мы исповедуем и дивное Ее заступление роду человеческому, явленное через Ее святые образы. Матерь Божия – «всех стихий земных и небесных освящение». Действительно, некоторые Ее образы связаны с природными стихиями: «Неопалимая Купина» – с огнем, «Живоносный Источник» – с водой. В эту чреду встала и «Спорительница хлебов», связанная не с одной, а с двумя природными стихиями: землей и водой. Неслучайно Владычица изображена на облаке – символе небесных вод и, соответственно, плодородия. Это облако орошает землю, дающую урожай хлебных колосьев, собранных в снопы.

На иконе Матерь Божия благословляет землю, рождающую хлеб, нужный нам в повседневной жизни для поддержания сил телесных. Старец Амвросий, дав этому образу наименование «Спорительница хлебов», этим подчеркнул, что Матерь Божия – Помощница людям в трудах их по снисканию хлеба насущного.

Снискание хлеба насущного, в котором Божия Матерь Помощница, Заступница, Питательница и Домостроительница – толкование простейшее. Существует и глубинный смысл образа Божией Матери «Спорительница хлебов». Для христианина «хлеб насущный» – это не только и не столько тот хлеб, который мы едим, но и «хлеб неснедаемый», поскольку «Не хлебом одним будет жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».

По словам святого Максима Исповедника, мы научены в молитве Господней просить у отца Небесного хлеба на сей день. Но Господь Сам же и заповедует: «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть, и что пить, ни для тела вашего, во что одеться», потому что «всего этого ищут люди мира сего», а вы «ищете же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам».

В толковании на молитву Господню святые отцы раскрывают нам истинный смысл того прошения, с которым мы обращаемся к Небесному Отцу: «Хлеб наш насущный дай нам на сей день». Под хлебом здесь разумеется хлеб, с неба сошедший, и дающий жизнь миру. В Евангелии от Иоанна сказано: «Хлеб Божий есть Тот, который сходит с небес и дает жизнь миру», и далее: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко мне не будет алкать,и верующий в Меня не будет жаждать никогда». «Хлеб наш» – тот, который Господь уготовал от начала, чтобы обессмертить естество наше. «Даждь нам днесь» – нам, пребывающим в настоящей жизни смертной, чтобы питание хлебом Жизни победило смерть, грехом производимую. И только в молитве душа обретает Слово Божие, этот Хлеб насущный, животворящий и насыщающий ее. И потому поле, которое благословляет Царица Небесная, есть поле нашей духовной жизни, приближающей нас к Господу.

Вспомним, как после Своего Воскресения Господь был узнан учениками в Эммаусе только после того, как Он, «взяв хлеб, благословил, преломил и подал им», напомнив тем самым о Тайной вечере, о «дне рождения» Евхаристии. И по сей день, причащаясь Святых Тайн, мы, не участвовавшие в Тайной вечере, узнаем Господа в преломлении хлеба. И только ради святой Литургии земля дает плод свой, тот хлеб, который Духом Святым претворяется в Истинное Тело Христово. 

Необходимо отметить еще одно – на иконе Божия Матерь, «яко солнце светозарное»,восходит над нивою созревающей. Внизу стоят и лежат снопы «полного зерна в колосе». В Евангелии от Марка сказано: «Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва». Так образно в иконе представлено Царствие Божие и второе пришествие Господа на землю со славою, когда во время Суда произойдет отделение зерен от плевел, отделение праведных от грешных.

Если же вернуться к образу «Спорительница хлебов», то любовь и доверие к старцу Амвросию, безграничная вера в заступничество Богоматери сделали эту икону в России, стране тогда преимущественно земледельческой, истинно народной.

И в наше время в России во имя иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» освящаются храмы и приделы, пишутся новые иконы. Теплятся лампады перед благословенным образом и от «избытка сердца глаголят людские уста», вознося святые молитвы.

Подготовил Александр ОКОНИШНИКОВ, «ЧЕСТНОЕ СЛОВО»

Поделиться

guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x