Религия

Католики и Сибирь: настороженность остается

12–13 октября, в Томске состоялось 54-е пленарное заседание Конференции католических епископов России (ККЕР). Посвящено заседание было 30-летию восстановления католической иерархии на территории России. В этой статье мы расскажем о самой этой встрече, а также о ситуации с католицизмом в России, на Украине и в Белоруссии. Затронем острые моменты взаимоотношений Православной Церкви и католиков, а также то, почему Патриарх Московский и всея Руси так до сих пор и не встретился с Римским папой, а папа не приехал в Россию с официальным визитом

В Новосибирске и в Томске…

Епископ Иосиф Верт

Первая часть статьи будет написана исключительно по официальным источникам Католической церкви, чтобы нас не обвинили в предвзятости и необъективности. Ведь именно такой беспристрастной объективности нас учили на факультетах журналистики российских университетов. А в пример всегда приводили методы британских и американских СМИ. BBC, CNN тогда считались эталонами. И хоть они сами давно перестали быть объективными и превратились в пропагандистские рупоры, мы, в укор им, воспользуемся их когда-то эталонными методами.

Перед тем, как отправиться в Томск, сначала епископы собрались в Новосибирске, в католическом кафедральном соборе Преображения Господня, где 10 октября отслужили воскресную мессу.

Присутствовали: председатель ККЕР Архиепископ Павел Пецци – митрополит Архиепархии Божией Матери в Москве; вице-председатель епископ Иосиф Верт; епископ Кирилл Климович из епархии святого Иосифа в Иркутске; епископ Клеменс Пиккель из епархии святого Климента в Саратове; епископ Николай Дубинин – вспомогательный епископ Архиепархии Божией Матери в Москве; священник Штефан Липке. А также «апостольский нунций» в Российской Федерации Архиепископ Джованни д’Аниелло, и советник т. н. Апостольской Нунциатуры в РФ монсеньор Петр Тарнавски.

Обращаясь к «апостольскому нунцию» в РФ архиепископу Джованни Д’Аниелло, ординарий (то же самое, что правящий архиерей) Преображенской епархии в Новосибирске, Иосиф Верт, в частности, сказал: «Сегодня мы приветствуем Вас, Эксцеленция, не только как нунция, но и как полномочного представителя Папы Римского, пославшего Вас на наш праздник. И поэтому в Вашем лице мы приветствуем Папу Франциска».

Архиепископ Д’Аниелло зачитал специальное приветственное послание Римского папы российским католикам.

«Ваше празднование – это не только воспоминание о юридических актах и формальных реалиях. Скорее, это время, дабы со смирением и благодарностью вспомнить добро, полученное от Господа и от многих братьев и сестёр, которые, как истинные «святые по соседству», поддерживали вас на пути. (…) Я желаю, чтобы это празднование побудило всю католическую общину в Российской Федерации быть евангельским семенем, которое с радостью и смирением предлагает ясность и прозрачность Царства Божьего. Я желаю вам быть общиной мужчин и женщин, детей и взрослых, молодёжи и стариков, священников и мирян, людей богопосвящённых и ищущих призвания, стремящихся к единству со всеми, чтобы просто и великодушно свидетельствовать в семейной жизни и в каждой повседневной сфере о полученном даре благодати: это весьма угодно Богу и способствует общему благу всего общества. В частности, христианское свидетельство наилучшим образом проявляет себя в заботе о других, особенно о самых нуждающихся и обделённых вниманием», – пишет в своем послании папа Франциск.

Епископ Кирилл поблагодарил всех, кто приложил усилия для восстановления структур Католической Церкви в России, и воздал должное незримому присутствию «мучеников и свидетелей веры тех времён, когда казалось, что Католической Церкви на этой земле больше никогда не будет», особым образом подчеркнув роль тех «тихих незаметных людей, которые, несмотря на запреты и репрессии, передавали веру новым поколениям…»

Как пишет «Сибирская католическая газета»: «Кирилл Климович вспомнил свое детство в советской Белоруссии в атмосфере гонений, закрытых, кощунственно используемых храмов, и, вместе с тем, хранимой в простых сердцах веры. Для самого епископа Климовича таким свидетелем и наставником стала его глубоко верующая мама. Далее Владыка Кирилл предложил задуматься, что значит быть католиком в условиях современной российской действительности, напомнил о необходимости молитвы за местные призвания к священническому служению и монашеской жизни и поблагодарил тех священников и монашествующих, которые оставили свою родину, чтобы служить Народу Божию в России. Историю Католической Церкви в России ныне пишем мы сами, и нам не следует стесняться своей веры, а напротив, необходимо делать всё возможное, чтобы привести в Церковь наших родных и близких, наших детей и внуков – пусть и для них Католическая Церковь станет Домом Божиим! Таким образом, мы продолжим дело тех, кто на протяжении столетий созидал Католическую Церковь в России, а тридцать лет назад приступил к ее восстановлению».

Приветствовал собравшихся и генеральный консул Республики Польша в Иркутске Кшиштоф Свидерек, присутствовавший в этот день на богослужении. Поблагодарив хозяина торжеств епископа Иосифа Верта за приглашение участвовать в празднике, он вручил ему подарок – «икону Святого Иоанна Павла II. Кроме того, генеральный консул вручил символические подарки, связанные со 100-летием со дня рождения святого Папы-поляка, 100-летием освящения католического храма во Владивостоке и 30-летием восстановления канонических церковных структур в России, апостольскому нунцию, архиепископу Тадеушу Кондрусевичу, вместе с Иосифом Вертом 30 лет назад начинавшему процессы католического возрождения, и всем епископам.

Служба завершилась чтением благодарственной молитвы за 30 лет религиозной свободы при выставленных Святых Дарах, благословением Дарами апостольского нунция и хоровым исполнением гимна «Тебя, Бога, славим» – пишет «Сибирская католическая газета».

Уже в Томске архиепископ Джованни д’Аниелло подчеркнул значение юбилея – 30-летия восстановления католической иерархии на территории РФ, а также значение сотрудничества и дружбы с представителями иных конфессий и всеми людьми доброй воли в России. «Апостольский нунций» намерен продолжить посещение епархий и приходов, в т. ч. отдаленных и малочисленных, а также общение с представителями православия, иных конфессий и религий, государственной власти, науки и культуры в различных регионах России.

В томском католическом храме

Участники конференции обсудили в Томске жизнь приходов и семинарии, в частности развитие церковной жизни и пастырского служения за прошедшие шесть месяцев. Они выразили радость в связи с возобновлением, хотя и постепенным и осторожным, церковной жизни в условиях пандемии. При этом конференция оставила в силе диспенсацию от участия в воскресной Евхаристии в связи с повышенным риском инфекции Сovid-19. Диспенсация – это термин канонического права, обозначающий освобождение отдельного лица или группы лиц от обязательной нормы церковного закона или послабление в его исполнении.

Участники встречи выразили особую благодарность епископу Иосифу Верту за организацию празднования уже упомянутого юбилея – 30-летия восстановления католической иерархии на территории РФ. «Это празднование во многом является заслугой Преображенской епархии в Новосибирске».

«Епископы призвали верных и других людей доброй воли активно участвовать во всемирном синодальном процессе, в рамках которого по воле Папы Франциска все, прислушиваясь к Святому Духу, могут выразить, как проявляется (и в чем недостаточно проявляется) в Церкви общность жизни и служения. Данный процесс начался 9 октября в Риме, а 17 октября – в епархиях. Сначала члены приходов, общин и других групп призваны говорить друг с другом о своем опыте синодальности («соборности», общности) в Церкви, чтобы затем сообщить результаты своих бесед епархиям, примерно до конца февраля. Данный процесс продолжается в епархиях, затем на национальном и континентальном уровне, а осенью 2023 года в Риме соберется Синод епископов» – пишут СМИ.

Конференция заочно встретилась с епархиальными руководителями благотворительной организации «Каритас». В период пандемии приоритетом благотворительной работы становится внимание к самым острым нуждам людей. Также важно, чтобы забота о бедных имела место в каждом приходе. Желательно, чтобы ежегодно в «Неделю милосердия» (в этом году 7–13 ноября) и в «День бедных» (14 ноября) в каждом приходе проходило хотя бы одно мероприятие, направленное на помощь малоимущим.

Конференция учредила Комиссию по отношениям с государственными властями во главе с епископом Николаем Дубининым. Также она учредила комиссию из священнослужителей и независимых экспертов во главе с архиепископом Павлом Пецци, которая должна способствовать защите детей и взрослых от насилия в Церкви, а также следить за соблюдением справедливости в случае обвинений.

Пресс-секретарем конференции и координатором работы со СМИ назначен священник Кирилл Горбунов из Москвы.

Было принято решение, что в дальнейшем особый сбор пожертвований на Предсеминарию в Новосибирске будет проходить в Вербное воскресенье, на служение «Каритас» («День бедных») – в предпоследнее воскресенье литургического года, а на Дни молодежи – в Воскресенье Христа Царя.

Следующее пленарное заседание состоится 22–23 февраля 2022 года в Иркутске.

700 подписей под протестом

Выше мы написали, что «это празднование во многом является заслугой Преображенской епархии в Новосибирске». Но не все в истории Преображенской епархии было так безоблачно. С одной стороны, католики в России и на территории стран бывшего СССР стремятся к межконфессиональному миру. Но некоторые их действия до сих пор являются достаточно странными и неоднозначными.

Впервые об этом в Новосибирске заявили православные 19 лет назад, в 2002 году. В том году, 10 марта по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона, который тогда был архиепископом Новосибирским и Бердским, перед зданием Римско-католического кафедрального собора, на территории которого располагается римско-католическая апостольская администратура католиков азиатской части России, силами православных приходов города была проведена акция протеста в форме молитвенного стояния против экспансии Ватикана.

Православные верующие в количестве около 250 человек с храмовой иконой святого князя Александра Невского с частицей святых мощей, транспарантами и плакатами собрались на площади перед входом в костел.

Молитвенное стояние началось с общего пения православного Никео-цареградского символа веры, затем был зачитан вслух протест, и началось чтение акафистов: Спасителю, Божией Матери, св. Александру Невскому.

В акции протеста участвовали священство и прихожане следующих храмов: Александро-Невского собора, Вознесенского кафедрального собора, храма Покрова Божией Матери, храма Рождества Богородицы, прихода св. Серафима Саровского.

Молитвенное стояние продолжалось в течение двух с половиной часов. В это время в костеле проходила месса, которую возглавлял епископ-иезуит Иосиф Верт.

Во время стояния настоятелем Александро-Невского собора протоиереем Александром Новопашиным трижды был зачитан протест православных христиан Новосибирска против экспансии Ватикана. К протесту прилагались подписи православных христиан Новосибирска (около 700 подписей) и документы, свидетельствующие о преступлениях Ватикана против православных христиан на территории Сербии, Хорватии, Польши и Западной Украины.

Предлагаем вашему вниманию полный текст протеста: «Мы, Православные христиане Новосибирской епархии, Русской Православной Церкви, воспринимаем как оскорбление христианских и национальных чувств решение Ватикана о трансформации своей структуры на российской территории из администратуры (формы представительства), к формам церковного устройства.

Православные не могут смириться с непрестанным стремлением католиков насадить свою религию в традиционно православной стране и согласиться с предоставлением им в России благоприятных условий т. к. приверженцы Римского Папы продолжают творить насилие и произвол в отношении православных братьев на Западной Украине.

Оскорблением национальных чувств является официальный титул католического епископа Ежи Мазура – «Апостольский администратор Восточной Сибири и префектуры Карафуто». Префектура Карафуто существовала на территории Южного Сахалина, когда он входил в состав Японии (1905—1945 гг.) в качестве ее территориально-административной единицы. Наименования географических объектов Российской Федерации являются национальным достоянием и охраняются государством. Произвольная замена «святым престолом» географических названий недопустима и расценивается нами как оскорбление законов Российской Федерации.

Особо оскорбительными и циничными мы считаем слова епископа Иосифа Верта о незнании собственной истории, сказанные в адрес православных на пресс-конференции для Новосибирских СМИ 06.03.02 г.

Именно потому, что мы знаем собственную историю и дорожим полученным из нее опытом, мы не только встревожены, но и возмущены созданием фактически «поместной Католической церкви России». Все, что происходит теперь в России по слову Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II «напоминает Смутное время, когда вновь предпринимаются попытки окатоличить наших соотечественников, забыв о тысячелетней истории Православия на Руси».

Чтобы не быть голословными, мы предлагаем вспомнить лишь некоторые, стыдливо замалчиваемые римско-католическими «миссионерами» факты из новейшей истории, когда речь шла не только о разжигании религиозной розни, но и о пролитии рек Православной христианской крови.

Из мировой истории мы хорошо знаем, что принципы католической экспансии одинаковы везде, используя ослабление государства внедряться и покорять подножию папского престола народы. Мы видим, как, отвергая смысл тысячелетней православной культуры, католические «просветители» охотно применяют ее внешние формы, о чем свидетельствует наименование Ватиканом главного российского католика Кондрусевича традиционно православным титулом «митрополит».

В связи с вышеизложенным, мы оставляем за собой право мирным и законным путем противодействовать католической экспансии.

Во исполнение призыва Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: «спокойно, мирно, но твердо отвечать на любые попытки духовно разделить наш народ», мы первым шагом нашего сопротивления проводим акцию протеста против духовной агрессии Ватикана.

От православного духовенства и верующих Новосибирской епархии».

По окончании мессы протоиерей Александр Новопашин, священник Владимир Бобров, а также двое прихожан Александро-Невского собора зашли в костел для передачи протеста епископу Иосифу Верту. Но, несмотря на данное им прежде обещание встретиться с православными после окончания мессы, он удалился от престола в боковую служебную дверь.

Затем от его имени вышел один из католических священнослужителей, который представился диаконом и заявил делегатам, что Иосиф Верт отказался от встречи, мотивируя это тем, что православные «пришли не с миром, а с мечом».

Протоиерей Александр Новопашин предложил передать протест Иосифу Верту через католического диакона, но получил отказ с формулировкой «не уполномочен». После чего о. Александр прошел к главному престолу костела и положил протест с подписями и приложением на основание престола.

В основании этого престола римо-католиками была вложена частица «мощей» Анджея Боболы, известного изувера, на совести которого сотни замученных православных христиан.

В тот же день Иосиф Верт заявил для новосибирских СМИ, что переданные православными факты о насилии, творимые над православными, не более чем пропагандистский трюк, подобный трюкам в советские времена. Те, кто участвует в акции протеста, «не могут именоваться христианами, это не христиане». Кроме того, католический епископ выразил «искреннюю благодарность всем тем православным христианам кто не участвовал в акции протеста».

Мимикрия?

Здесь хотелось бы обратить внимание на слова из протеста о том, что «католические «просветители» охотно применяют внешние православные формы, о чем свидетельствует наименование Ватиканом главного российского католика Кондрусевича традиционно православным титулом «митрополит».

То же самое касается и наименования главного католического храма Томска, где и проходила на прошлой неделе встреча епископов. Называется он приход Покрова Пресвятой Богородицы. Это, несомненно, тоже своего рода мимикрия под православие. Ведь праздник Покрова Пресвятой Богородицы в Римо-католической церкви не отмечается. Отмечается он только грекокатоликами Западной Украины. Но какое отношение грекокатолики Украины имеют к Сибирским Афинам – Томску? Разве мало в Католической церкви праздников и святых, в честь которых мог бы быть назван сибирский костел?

Напомним, что грекокатолики (униаты) – это католики, подчиненные Римскому папе, исповедующие католические догматы, но служащие литургию по византийскому образцу. Проще говоря, богослужение грекокатоликов внешне очень похоже на православное. Как и само убранство и устройство их храмов. Там так же много свечей и икон. Одеяния священников такие же. Таков же и язык богослужения. В частности, в Новосибирске в том же самом католическом Преображенском соборе есть нижний храм, где служат на православный манер и на церковнославянском языке. Официально это объясняется тем, что такие богослужения проходят для потомков когда-то ссыльных в Сибирь униатов. Но так ли их здесь много?

Именно события на Западной Украине конца 80-х – начала 90-х годов и стали одним из основных камней преткновения в православно-католическом диалоге и стали одной из причин так до сих пор и не состоявшейся встречи Патриарха Московского и Римского папы. По той же причине и папу не приглашают к Россию. Благо, у него хватает совести не ехать к нам без приглашения. Что же это были за события? Там грекокатолики (УГКЦ), с попустительства властей, начали захватывать наши православные храмы.

Если те, уже достаточно давние события стали камнем преткновения, то что же говорить о дне нынешнем? «Украинская Греко-Католическая Церковь сейчас мощно развивается. Такого стремительного развития нашей Церкви, который мы имеем за последние пять лет, мы не видели, пожалуй, с момента выхода УГКЦ из подполья в начале 1990-х годов. Теперь, пожалуй, нет ни одного крупного города на Украине, где не строилась бы УГКЦ»

Об этом заявил во время визита в США верховный архиепископ Киево-Галицкий Святослав Шевчук.

Действительно, с 2014 года – сразу после победы Евромайдана – активно приложившие руку к его организации униаты начали мощнейшую экспансию на восток, в традиционно православные регионы Украины. Так, 2 апреля 2014 года пресс-служба УГКЦ сообщила, что Святой Престол «поставил в известность, что Папа Франциск, приняв во внимание решение Синода УГКЦ о разделении Донецко-Харьковского экзархата УГКЦ, дал свое согласие на каноническое избрание Синодом епископа для такового».

Стоит пояснить, что решение о создании Донецко-Харьковского экзархата УГКЦ было принято в Ватикане еще 11 января 2002 года, при Папе Иоанне-Павле II, на фоне крайне негативного развития отношений между католиками и православными. Спустя месяц Ватикан преобразовал четыре своих «апостольских администратуры» на территории России в епархии, тем самым заявив права и на каноническую территорию РПЦ.

Дальнейшее расширение присутствия подчиненных папе Римскому структур на востоке Украины, что потребовало выделения отдельного экзархата для Донецкой и Запорожской областей, произошло спустя 12 лет, почти синхронно с началом так называемой антитеррористической операции (АТО), и также вызвало крайне острую реакцию со стороны Московского патриархата.

«По сути, речь идет об очередном крестовом походе против православия», – заявил 4 апреля 2014 года американскому изданию National Catholic Register председатель Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев). Еще жестче высказался 14 августа 2014 года патриарх Кирилл в обращении к главам поместных православных Церквей: «Униаты и примкнувшие к ним раскольники стараются одержать верх над каноническим православием на Украине».

Хочется задать пару вопросов Римскому папе. Почему вы не поставите на место ваших подданных и не скажете им, что захват православных храмов – это зло? Ведь вы же называете себя преемником апостола Петра и каждое ваше слово для тех же грекокатоликов чуть ли не слова самого апостола. Или, может быть, вы одобряете их действия?

Хочется задать вопрос и новосибирским католическим священникам, в частности, епископу Иосифу Верту. Почему в основании вашего собора заложены мощи Андрея Боболы, отношение к которому у православных негативное? У вас что, мало других святых, в том числе и общих с православными? Или, может быть, дефицит в мощах? Ведь как еще, кажется, говорил, Мартин Лютер, бывший католический монах и основатель протестантизма: 18 из 12-ти апостолов погребены в одной только Испании и еще тысячи косточек, чья подлинность заверена и освещена самыми высшими инстанциями.

Или все-таки использование мощей Боболы – это какой-то скрытый вызов православным? На словах одно, а на деле другое?

И в конце хотелось бы вспомнить об уже упомянутом в епископе Кондрусевиче. В протесте 2002 года он назван «главным российским католиком». Это было тогда. А в 2015 году он был избран председателем Конференции католических епископов Белоруссии. И в прошлом году Тадеуш Игнатьевич Кондрусевич вновь «засветился». Уже в связи с протестными событиями в Белоруссии в 2020 году.

В августе 2020 года, после президентских выборов в Белоруссии 9 августа, не поздравил Александра Лукашенко с победой, призвал власть и протестующих сесть за стол переговоров, призвал стороны конфликта остановить насилие, а вскоре фактически обвинил власти страны в «пролитой крови, тысячах задержанных и жестоко избитых мирных жителей».

31 августа 2020 года при попытке въезда в Белоруссию из Польши ему был запрещён въезд в страну без объяснения причин. Отказ во въезде (незаконный, с учётом наличия у Кондрусевича белорусского гражданства) в СМИ связали с позицией Кондрусевича по президентским выборам и массовым протестам против их результатов. 1 сентября Александр Лукашенко пояснил, что Кондрусевич оказался в списке невъездных Союзного государства России и Белоруссии, так как занимался мошенничеством (скрыл наличие гражданства других государств), деятельностью против белорусского государства и его властей, а также получил некое задание в Варшаве. 15 сентября 2020 года Департамент по гражданству и миграции МВД Беларуси заявил, что его паспорт признан недействительным из-за проверки на принадлежность к белорусскому гражданству, однако самого гражданства он лишен не был. 2 ноября 2020 года Александр Лукашенко заявил, что Тадеуш Кондрусевич «ездил в Польшу и получал консультации, как разрушать страну».

18 декабря в Белоруссию прибыл Апостольский нунций в Великобритании Клаудио Гуджеротти. С собой он привёз послание, адресованное президенту Александру Лукашенко, в котором была изложена просьба, связанная с Кондрусевичем. Вскоре стало известно, что президент поручил найти выход из ситуации. 22 декабря в Апостольскую нунциатуру в Белоруссии поступила информация об отсутствии препятствий для возвращения архиепископа на территорию страны, а 24 декабря он вернулся в Белоруссию. А уже 3 января 2021 года, в день своего 70-летнего юбилея, ушел в отставку.

Кажется, что сейчас во взаимоотношениях между Католической и Русской Православной Церковью сохраняется некий нейтралитет. Не станем этого ни опровергать, ни подтверждать. И все-таки очень многие действия Католической Церкви в России, да и в Сибири, вызывают вопросы. Да, после того предупреждения, которое прозвучало во время молитвенного стояния в Новосибирске в 2002 году, открытого «завоевания» католиками Сибири не ведется. Но, если посмотреть на то, что делает Римская церковь в других исконно православных землях, настороженность – причем серьезная настороженность! – остается. И эта настороженность будет сохраняться до тех пор, пока Римско-католическая церковь не осудит поведение своих адептов в той же Западной Украине или в Белоруссии. Вот с этим ощущением православные и продолжают смотреть на Ватикан.

Подготовил Александр ОКОНИШНИКОВ, «ЧЕСТНОЕ СЛОВО»

Поделиться

guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x