Религия

Как светоносный Люцифер стал темной силой

Три недели назад в Хамовнический районный суд Москвы на Русскую Православную Церковь подал иск 45-летний новосибирец. Зовут этого мужчину… Люцифер Владимирович по фамилии Кончаков-Багратион. Новоиспеченный Люцифер хочет отсудить у РПЦ… 666 рублей. Новоиспеченным мы его назвали, потому что по документам он стал Люцифером совсем недавно. До этого мужчину звали просто – Алексей Южанин. Он хочет взыскать моральную компенсацию с РПЦ за то, что его имя употребляется в негативном ключе. Он считает, что ассоциация с дьяволом порочит его честь и достоинство…

Люцифер обратился не по адресу

Мужчина известен как общественник, летом этого года он получил новый паспорт с новым именем. По словам новосибирца, он с самого детства чувствовал и понимал, что его должны звать именно так. Вот как он описывает то, как РПЦ якобы порочит его новое имя.

Л. В. Кончаков-Багратион

– Мое имя в переводе с латинского языка буквально значит «несущий свет». Другого смысла в этом быть просто не может. Православная церковь употребляет это слово не в том смысле, который заложен в него изначально. РПЦ осуществляет пропаганду отождествления Люцифера и сатаны. Это привело к тому, что имя стало нарицательным, и не только дискредитирует людей, названных им, но и несет негативный смысл.

Кончаков-Багратион выдвинул к церкви несколько условий. Основное – признать сведения, распространяемые про Люцифера, не соответствующими действительности, а также опубликовать информацию об этом в СМИ.

Ну, что ж, наша газета «Честное слово» – это СМИ. И хоть РПЦ не обращалась к нам с просьбой что-либо опубликовать по этому поводу, мы все-таки опубликуем некоторые «сведения» и покажем, что «не соответствуют действительности» как раз басни новоиспеченного Люцифера. Да и, вообще, поговорим о том, кто такой сатана и почему имя Люцифер отождествляется именно с ним.

Начнем с того, что Кончаков-Багратион, как говорится, не на тех наехал. Потому что в Русской Православной Церкви сатану Люцифером не называют. Сатану называют сатаной, дьяволом, лукавым, денницей и т. п. Люцифер Владимирович верно сказал, что слово это латинское и переводится как «несущий свет». Иск в суд (на посмешище всему миру) новосибирцу надо было бы подавать на Римско-католическую церковь, где это слово, собственно говоря, и используется.

Аналогом этого слова в русском синодальном тексте Библии является славянское Денница. Так что, если бы Кончаков-Багратион, был бы не Люцифером Владимировичем, а Денницей Владимировичем, он бы еще мог попытаться… А так…

Кстати, а действительно, почему Кончаков-Багратион не назвался Денницей? Ведь, действительно, в РПЦ не используется имя Люцифер. Здесь, как нам кажется (это всего лишь наше предположение), сыграл роль одиозный американский телесериал с тем же названием «Люцифер», который начал выходить на экраны в 2016 году. Как и во многих современных фильмах, в этом сериале «король ада» предстает в совершенно привлекательном свете. По сюжету Люцифер заскучал на своем адском троне и решил посетить Лос-Анджелес. Он становится владельцем роскошного ночного клуба Lux и ведет разгульный образ жизни. После убийства знакомой ему девушки Люцифер решает разузнать, кто виновен в ее смерти. В процессе расследования он знакомится с детективом Хлоей Декер. Люцифер неожиданно для себя обнаруживает, что не имеет над девушкой власти и его роковое обаяние на неё не действует. Заинтригованный этим обстоятельством «король ада» становится ее партнером и консультантом по раскрытию преступлений. Сверхъестественные способности помогают ему и Хлое в совместной работе. Вот такой вот пошловатый добрячок…

Никто не равен Богу

Но оставим «Багратиона» в покое. Бог с ним. Поговорим об этом самом «несущем свет». Точнее «несшем свет». Вообще, на Западе Люцифер – одно из поздних имен сатаны, дьявола. Оно, как и славянское Денница, указывает на то, что в своем первозданном состоянии он обладал многими ангельскими совершенствами. Да, дьявол изначально был ангелом.

Как еще называется сатана в Библии? В Священном Писании встречаются и другие наименования сатаны: он также называется драконом, большим красным драконом, великим драконом и древним змием, жестоким ангелом, злым ангелом, искусителем, князем бесовским, князем мира сего, лживым духом, лукавым, отцом лжи, человекоубийцей от начала, вельзевулом, и, наконец, денницей (Ис. 14:12).

В начале времен Бог сотворил огромное количество Ангелов, и установил между ними иерархию, при которой нижние чины подчиняются высшим. Одним из высших Ангелов был Денница – сильный, умный, красивый и приближенный к Богу Ангел. Но Денница возгордился своим высоким положением, перестал выполнять Божии повеления и всех остальных Ангелов, подчиненных ему, стал подстрекать к бунту против Бога. Решил, как бы сегодня сказали, замутить майдан. И тогда Архангел Михаил, во главе сохранившего верность Богу большинства Ангелов, вступил в сражение и, с помощью Божией, низверг с Неба Денницу (который стал называться дьяволом, сатаной, сатанаилом) с другими падшими ангелами (бесами, демонами).

Архангел Михаил

Каким оружием Архистратиг Михаил победил сатану? Гордыня и желание быть равным Богу погубили Денницу, и он стал сатаной – клеветником и противником Бога. Второй участник небесной битвы – святой Архистратиг (Архангел) Михаил. В православной иконографии он часто изображается с мечом огненным в руках, закованным в сияющие доспехи, крылатым воином. Но что это за доспехи? И что это за меч? Это оружие блокбастерных супергероев? Или личный героизм и гениальность? Ответ прост: обладая любовью к Богу, смирением, имея ревностное желание исполнить волю Его, он действовал, будучи поддерживаем Божественной благодатью. Ключ к подобному пониманию деяний Архистратига Михаила сокрыт в самом его имени, которое в переводе с еврейского означает «Кто как Бог!», что подразумевает: «Никто не равен Богу». Церковное Предание говорит нам о том, что именно с этими словами Архистратиг – полководец небесных сил ангельских низверг сатану. Вот подлинная святость. Она в действии не от себя, но в желании исполнить волю Божию, в бесконечной любви к Нему и в исповедании именно Его истинным Богом.

Бог – это Абсолют, Любовь, Совершенство. Он есть начало и конец, Альфа и Омега, Он сотворил все существующее, и материальную Вселенную, и мир духов. Одной только мысли Бога достаточно, чтобы не то что этот падший ангел – сатана – перестал существовать, но чтобы перестало существовать вообще все. Дерзнем предположить, что Создатель дает возможность прочим ангелам во главе с Архангелом Михаилом проявить себя в любви к Нему. И они проявили.

Неверно относиться к Богу и к дьяволу, как к равным. Один добрый, другой злой. Бог – это Создатель, как мы уже сказали, – Абсолют. А дьявол – это всего лишь бывший ангел. Хотя и высокопоставленный.

Еще с древних времен верующие задавались вопросом, а возможно ли спасение сатаны? Но спасение без покаяния невозможно. Сатана – падший ангел – бестелесен, поэтому, как пишет св. прп. Иоанн Дамаскин в «Точном изложении православной веры», как и всякий ангел вследствие своей бестелесности не способен к покаянию, человек же получил покаяние ради немощи своего тела. Если нет тела, невозможно и покаяние. Выбор есть у всех, но в случае с ангелами возможность выбора была только единичной, обратного пути у сатаны и бесов нет, нет и желания. Вся их сущность запечатлелась в момент падения навсегда. Кстати, также считается, что души физически умерших людей, тоже не имеют возможности покаяться, хотя они и осознали все. Как говорится, после смерти нет покаяния, после смерти есть воздаяние. Однако ныне живущие люди могут молиться за своих усопших родственников, друзей. Просить с верой у Бога проявить милость к душам умерших.

Кто-то может спросить, а почему Бог не уничтожит сатану? А Бог вообще кого-то уничтожает? Святитель Иоанн Златоуст, о котором мы писали в прошлом номере газеты «Честное слово», на вопрос, почему Бог не уничтожит сатану, говорит в своем труде «К Стагирию подвижнику» следующее: «…Он поступил так, заботясь о нас… Если бы лукавый овладевал нами насильно, то этот вопрос имел бы некоторую основательность. Но так как он не имеет такой силы, а только старается склонить нас (между тем как мы можем и не склоняться), то зачем устранять повод к заслугам и отвергать средство к достижению венцов?.. Бог для того оставил диавола, чтобы те, которые были им уже побеждены, низложили его самого».

Кстати, каждый крещеный человек читал молитву отречения от сатаны. А если его крестили в младенчестве, то за него отречение читал крестный.

Отречение от сатаны входит в последование чина оглашения – части богослужения Таинства Крещения. После молитв запрещения злых духов священник обращает крещаемого к западу – символу тьмы и темных сил. В следующем за этим обряде крещаемый должен отречься от сатаны – отвергнуться от прежних греховных привычек, отказаться от гордыни и греховного самоутверждения, и, как говорит апостол Павел, отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях (Еф.4:22). Крещаемый должен стоять с поднятыми вверх руками, символизирующими его подчинение Христу. Священник будет задавать ему вопросы, а он должен будет сознательно на них отвечать. Священник спрашивает: «Отрицаеши ли ся сатаны, и всех дел его, и всех а́ггел (демонов) его, и всего служения его, и всея гордыни его?» Оглашенный или его восприемник (крестный) отвечает: «Отрицаюся». Вопросы и ответы на них повторяются трижды. И далее священник спрашивает: «Отреклся ли еси сатаны?» Оглашенный или восприемник (крестный) отвечает: «Отреко́хся». Священник говорит: «И дуни, и плюни на него». После этого крещаемый встает под защиту Христа, взяв, по слову апостола Павла, щит веры… чтобы возмочь угасить все раскаленные стрелы лукавого (Еф.6:16).

Почему мы пишем «сатана» с маленькой, строчной буквы? Мы пишем слово «сатана» с маленькой буквы, руководствуясь глубинным смыслом событий библейской истории, согласно которой он был низвержен с Небес и лишился своих ангельских свойств, утратив данное Творцом имя – Светоносный (Денница или все тот же Люцифер), вместо которого, говоря проще, осталось  «одно название». Что касается наименования «Денница», то его мы можем писать как с заглавной, так и со строчной буквы: в первом случае, если говорим о нем до того, как он возгордился; во втором – если говорим о нем с того момента, как он решил, что он якобы равен Богу.

Вот что писал о дьяволе преподобный авва Дорофей: «Почему же диавол называется не только врагом, но и противником? Врагом называется потому, что он человеконенавистник, ненавистник добра и клеветник; противником же называется потому, что он старается препятствовать всякому доброму делу. Хочет ли кто помолиться: он противится и препятствует ему злыми воспоминаниями, пленением ума и унынием. Хочет ли кто подать милостыню: он препятствует сребролюбием и скупостию. Хочет ли кто бодрствовать: он препятствует леностью и нерадением, и так-то он сопротивляется нам во всяком деле, когда хотим сделать доброе. Поэтому он и называется не только врагом, но и противником. Смиренномудрием же сокрушаются все оружия врага и противника». 

Их враг – человек

Иисус Христос изгоняет бесов

Кто такие бесы? Это те ангелы (здесь, как мы уже говорили, «ангелы» с маленькой буквы, потому что с большой буквы слово «Ангел» пишется, когда говорится о светлых Ангелах), которые некогда восстали против Бога и были низвергнуты с Небес. Под предводительством своего владыки ангела Денницы (которого теперь мы называем сатаной, или дьяволом) бесы образовали свое противобожественное царство.

Это невидимое, но крайне злое и агрессивное царство. Задача этого царства – вредить Богу и Его замыслам. Скажем, Бог хочет, чтобы мир украшался, развивался, совершенствовался. Бесы, под предводительством сатаны, ослепленные немотивированной злобой, пытаются погубить мир.

Но, конечно, самый лакомый объект для бесовских атак – человек! Человек, имеющий бессмертную душу, имеющий в себе образ Божий, то есть похожий рядом своих духовных черт на Бога, человек, призванный к вечному блаженству, является самым злейшим и заклятым врагом для бесов. Может быть, зависть к тому, чего сами лишились, может быть, просто злоба к самому прекрасному и совершенному творению Божьему, но бесы все время пытаются увести человека от спасения.

Им дай волю, они бы в мгновенье ока мир уничтожили, говорили святые отцы. Но Бог такой возможности им не дает. Они могут искушать людей, но большего не могут.

Подвижники Церкви постоянно встречаются со странной, противостоящей им злой силой на путях глубокой молитвы и активной христианской жизни. Эту силу невозможно подвести под категорию случайности, не подходит она и под определение непознанного бессознательного. Здесь мы встречаемся именно с личной, сознательной злой силой…

Как будто кто-то специально, активно действует против нас, нашептывает дурные мысли, подталкивает к худым поступкам… Стоит по-настоящему начать жить духовной жизнью – и эта злая сила тут как тут. Она лезет из всех щелей жизни, как инфекция, как зараза, проникает в нашу жизнь, влезает и в мысли, и в чувства. Невозможно ее не заметить, проигнорировать, потому что это значит не увидеть, что кто-то активно тебе мешает в духовной жизни, кому-то такая жизнь неприятна.

Церковь всегда утверждала присутствие и активное действие в нашем мире злых демонических сил. «Фактически Церковь никогда не формулировала его систематически, в виде ясного и четкого учения, – пишет протопресвитер Александр Шмеман в книге «Водою и духом». – Однако для нас имеет огромное значение то, что у Церкви всегда был опыт, подтверждающий наличие демонических сил, то есть, говоря попросту, у нее всегда было знание сатаны. Если это непосредственное знание не нашло своего выражения в четком и систематическом учении, то это объясняется трудностью, если не невозможностью, рационально определить иррациональное».

Архиепископ Василий (Кривошеин) в ставшем хрестоматийным труде «Ангелы и бесы в духовной жизни по учению восточных отцов» отмечает: «Всякий, кто хотел бы собрать материал из писаний аскетических отцов о роли ангелов и бесов в духовной жизни, был бы поражен несоответствием между пространным местом, отдаваемым описаниям многообразных сатанинских действий, и немногими, разбросанными и скорее сдержанными замечаниями о роли Ангелов… Самый факт большего внимания, уделяемого демонским силам, не является, конечно, случайным и может быть объяснен различными причинами. Та же самая черта может быть найдена и в Св. Писании, особенно в евангелиях, где так много рассказов о бесноватых и об их исцелениях Христом. Вполне естественно, что аскетические писатели, всегда столь верные духу Нового Завета, также и в этом вопросе следуют примеру евангелистов.

Практические аскетические соображения также сыграли здесь свою роль. Бесы наши враги, и потому жизненно важно для нас знать их способы борьбы и различать их, между тем как ангелы помогают нам, даже если мы не знаем об этом. «Нужно знать различия между бесами и отмечать времена их нападений, – очень характерно пишет Евагрий. – Это необходимо знать, дабы, когда мысли начнут двигать в нас то, что в них содержится, мы могли бы сказать что-нибудь к ним и заметить, кто в них присутствует, прежде чем мы были бы совершенно извергнуты из нашего духовного состояния. Таким образом, мы могли бы и сами с помощью Божией легко преуспевать и заставили бы их (бесов) отлететь с болью и с удивлением на нас».

Святые отцы и подвижники Церкви не говорят о сатане на уровне отвлеченных интеллектуальных размышлений. Их рассказы предельно жестки и иногда пугают, потому что это не кабинетные размышления, за ними стоит личный опыт…

Итак, сатана. Злое ангельское существо, противостоящее человеку, подстерегающее его на всех путях. Существо, которое ставит своей задачей отторгнуть человека от Бога, привести его к духовной погибели. Эту злую силу подвижники Церкви называли по-разному. Имен у нее множество, и все они синонимичны: сатана (от евр. сатан) означает противник; диавол (греч. диаболос) – клеветник, сплетник; бес (слав.) – филологи считают производным от бояться; демон (греч.) – ложный бог, дух; лукавый (слав.) – хитрец, обманщик; черт (слав.) – предположительно от индоевроп. корня скер, скор – резать, обрезать, отсекать – корнать!

От бесов до психиатрии

Как пишет в своей книге «Об Ангелах и бесах» священник Константин Пархоменко, Ангелы – личностные существа, иначе говоря, им присущи все те дары, которые свойственны личному бытию, личности. Неотъемлемое право личности – право на духовную свободу. Например, свободно, не ввиду необходимости или какого-либо принуждения, но исключительно по собственному желанию, мы выбираем жизнь с Богом – или без Бога. Этой свободой и воспользовался на заре существования ангельского мира один из высших Ангелов – Денница. Он устроил бунт против Бога и увлек за собой многих из Ангелов.

Почему он так поступил – мы не знаем. Святые отцы, размышлявшие над тайной падения сатаны, говорили, что, вероятней всего, побудительной причиной к восстанию против Бога явилась гордыня диавола. Он, высший из небесных духов, возомнил, что может сам стать Богом.

Было и еще одно предположение. Ангелы – служебные духи. То есть их предназначение, прежде всего, – служить. Служить Богу и… высшему из созданий Божиих, тому, кто будет введен в Царство Небесное на правах сына и дочери, то есть человеку. Не так ли говорит об этом апостол: «Не все ли они [Ангелы] суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?».

Еще до Сотворения мира Бог возвестил Своим Ангелам о том, что будет сотворен человек, и о его высоком предназначении. И кто-то из Ангелов мог позавидовать человеку и восстать против Божиих замыслов.

Все это – в большей или меньшей мере предположения. Хотя еще два тысячелетия назад иудеи размышляли над этими вопросами и касались их в своих трактатах, христиане избегали спекулятивных рассуждений. Если нам это не открыто, то зачем исследовать то, к чему не допустил, что не открыл Господь?..

Демонов, как и Ангелов, бесчисленное множество. Ангелы и бесы находятся в состоянии противоборства. Задача Ангелов – исполнять волю Божию: созидать, украшать этот мир, наставлять его на путь исправления… Воля демонов – разрушать мир и, если удастся, совершенно его погубить.

Не спекулируя на ангельскую тему, как это делали язычники или же еретики, но останавливаясь перед тайной существования ангельского мира, Священное Писание, тем не менее, совершенно конкретно учит, что ангелы не равны между собой, между ними есть бóльшие и меньшие. В Библии мы находим упоминания нескольких различных чинов ангельских существ, о которых уже рассказывали в первой части книги: Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Начальства, Власти, Силы. Всего семь, причем так именуются как добрые Ангелы, так и злые.

После отпадения от Бога «местопребыванием диавола, – как сказано в одном богословском труде, – сделалась та бездна, которая отделяет наш мир от мира святых Ангелов и обитателей рая».

О пребывании злых духов в воздушной бездне Апостол Павел говорит так: «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной».

Эту мысль комментирует святитель Афанасий Александрийский: «Диавол, враг нашего рода, ниспав с Неба, блуждает в пространстве этого нижнего воздуха, где, начальствуя над другими подобными ему, при содействии их обольщает людей привидениями и старается воспрепятствовать тем, которые стремятся ввысь».

О внешнем виде демонов сказать ничего невозможно. Они – бесплотные духи, и этим все сказано. Но дьявол может принимать вид Ангела света. Он же обманщик. Толкуя 41-й псалом, святитель Иоанн Златоуст восклицает: «Сколько демонов носится в этом воздухе? Сколько противных властей? Если б только позволил им Бог показать нам их страшный и отвратительный образ, то мы подверглись бы умопомешательству».

…То есть именно наше тело, наша невосприимчивость к миру духов является для нас своего рода защитой! Не нужно стремиться видеть мир духов, не стоит пытаться вступать с ним в контакт через ведьм и экстрасенсов. Через это уже многие повредились умом и стали пациентами психиатрических клиник. Кстати, немного о психиатрии. Одно интересное наблюдение. Есть такое заболевание, которое называется шизофрения. Шизофрения – это болезнь, и заболеть ей может кто угодно. Шизофрения – это не бесноватость. Это нарушение работы мозга человека, связей между рецепторами. Люди, больные шизофренией, часто испытывают слуховые (а иногда и зрительные) галлюцинации. Конечно, у ученых, у врачей, есть всему этому научное объяснение. Но всегда хотелось задать им вопрос. Ведь люди, больные шизофренией, есть в любой стране, в любом народе, в любой культуре. Но почему они по всей планете слышат от голосов в голове практически одно и то же? Сначала просто голоса, обрывки фраз. Потом эти «голоса» начинают больного человека обсуждать, осуждать, вести о нем диалоги, комментировать его действия. Затем издеваться над человеком, затем запугивать его. А в запущенных случаях и вовсе начинают отдавать приказы. Приказы не только что-то сделать, но и совершить самоубийство или даже убийство. Почему больной человек не слышит прекрасное оперное пение? Не видит цветущие сады? Ведь если говорить о галлюцинациях, то они могут быть какими угодно, то есть разными. Но почему они всегда такие негативные и ведут именно к разрушению личности? Рискнем предположить, что психически нездоровый человек на момент болезни, обладает более, если угодно, «истонченным» телом. Завеса от потустороннего мира более слабая. А чего логичнее стоит ожидать от этих бесов? Оперного пения или приказов «сойди с ума», «бойся», «греши» и «сдохни»?

И в конце, перед тем, как мы приведем христианскую молитву от темных сил, хотелось бы коротко сказать о сознательных сатанистах и дьяволопоклонниках. На что они рассчитывают в своем добровольном почитании и поклонении сатане? У автора этой статьи был опыт общения с подобными людьми. А рассчитывают они на то, что после смерти займут «прохладненькое местечко в аду рядом с дьяволом». В то время как прочие грешники будут гореть, они будут поближе к своему владыке, займут какие-нибудь должности и будут развлекаться. Проблема этих людей в неинформированности. У них об аде лубочное представление. Котлы, сковородки, черти с вилами. А может быть, ад – это нечто другое? Конечно, нам на земле, трудно представить, что это такое. Одно из возможных представлений может быть таким. Ад – это вечная, не проходящая безнадежность и депрессия. Вечные сожаления о том, что мог на земле что-то сделать хорошее хотя бы для родных и близких, но не сделал. А плохое, наоборот, сделал. Зачем там сковородки и котлы, если жечь будет собственная совесть и осознание своей неправоты? Очень многих живых людей подобные состояния доводят до алкоголизма, наркомании, да много до чего, лишь бы все это заглушить. А в итоге, кстати, и до самоубийства. Лишь бы это прекратилось. Но в аду ничего не прекратится, все всплывет в памяти. Принять дурман или самоубиться там уже не получится. Убедить себя в своей правоте, когда был неправ, тоже не выйдет. Душа осознает все. И мучиться в этом аду будут и те же самые бесы и тот же дьявол. О каком прохладном местечке в аду может идти речь? Дьявол не избавит от страданий.

«Спаси, Господи, людей Твоих»

Картина: Христос и дети

Бог – наша защита, Он есть любовь и спасение. Читайте Новый Завет Библии, начните с Евангелия. И не забывайте молиться. Знать молитву «Отче наш» нужно как отче наш. Ее понимание вы легко сможете найти в интернете на православных сайтах.

Вот еще одна молитва: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое; победу православным христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя крестом Твоим жительство». Русский перевод: «Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твое. Даруй православным христианам победу над врагами и огради Крестом принадлежащих Тебе».

Есть еще молитва Святому Кресту (читаемая перед сном). Конечно, молятся христиане не Кресту в прямом смысле этого слова, а Христу, на Кресте распятому.

«Да воскреснет Бог, и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его. Как исчезает дым, так да исчезнут, как тает воск от лица огня, так да погибнут бесы от лица любящих Бога, осеняющих себя крестным знамением. Радуйся всечестной и животворящий крест Господень, прогоняющий бесов силой на тебе распятого Христа, во ад сошедшаго и поправшаго силу дьявольскую, и давшаго нам Свой честной Крест для прогнания всякаго супостата. О славный и животворящий крест Господень, помогай мне со святой Госпожой Девой Богородицей и со всеми святыми во веки. Аминь».

Подготовил Владимир ДМИТРИЕВ, «ЧЕСТНОЕ СЛОВО»

guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x