Религия

Золотые уста: от истины к истине

27 сентября Православная Церковь отмечала один из 12-ти великих праздников – Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Об этом событии газета «Честное слово» уже писала, и мы скажем о нем еще. Но сейчас обратим внимание читателей на один интересный момент. В этот день отошел к Богу один из самых почитаемых христианских святых, в честь которого в Челябинской области России даже назван целый город – Златоуст. Как вы поняли, речь идет о святителе Иоанне Златоусте, слова из проповеди которого может слышать каждый прихожанин во время ночного пасхального богослужения. Поскольку день кончины святителя совпадает с праздником Воздвижения Креста Господня, то церковная служба в честь его памяти переносится на 26 ноября. Но до ноября еще далеко, а мы расскажем об этом святителе уже сейчас

«Велик Бог христианский!»

Иоанн Златоуст

Чтобы рассказать о жизни и трудах святителя Иоанна Златоуста, не хватит не только страниц одного номера газеты. Но, пожалуй, не хватит и полугодовой подписки. Его христианские труды, как и житие, можно найти в церковных лавках или в интернете. Нашей статьей мы всего лишь попытаемся заинтересовать читателя к дальнейшему изучению его жизни. Вообще, если снимать художественный фильм о святом Иоанне, то получился бы неплохой фантастический блокбастер с философским уклоном. Интриги, приключения, чудеса и яркость мысли Златоуста, который просиял в сонме трех Вселенских учителей вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом.

По-гречески Иоанна Златоуста называют Иоаннис Хрисостомос, или Иоанн Хризостом. Буквально греческого слово «хризостом» означает «золотоустый, золоторотый». Старорусское слово «уста» означают так же рот, губы. Изначально греческое прозвище Хризостом – это эпитет, относимый ко многим ораторам, философам и богословам, ставший впоследствии именем. Ну и, конечно же, наиболее известным человеком, обладающим данным прозвищем, является святитель Иоанн Златоуст.

Родился будущий святитель в Антиохии (нынешнее название этого города – Антакья, находится на юге современной Турции) около 347 года, в семье чиновника. Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына. Все заботы о воспитании Иоанна легли на его мать – Анфусу. Лишившись мужа в весьма юном возрасте (ей было тогда около двадцати лет), она не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию Иоанна.

Как мы уже сказали, св. Иоанн родился в середине IV века. Это был замечательный во всех отношениях век. Св. Церковь, пережив страшные времена гонений, когда все силы зла вооружались против нее, чтобы сокрушить ее и стереть с лица земли, наконец, восторжествовала над ними, и на престоле римских императоров воссели ее сыны, которые воздали должную дань чести своей Христианской – Православной Церкви.

Антиохия

Но с достижением внешнего господства в мире еще не закончилась внутренняя борьба с отживавшими силами язычества. Напротив, чувствуя приближение своей полной гибели, язычество напрягало все свои силы, чтобы если не открыто, то тайно подрывать христианство, и так как массы народа еще коснели в языческом заблуждении, то усилия язычества не оставались бесплодными.

Вот как об этом говорил русский православный церковный писатель, переводчик, библеист, богослов, исследователь и толкователь Священного Писания Александр Павлович Лопухин: «В народах происходило необычайное движение умов, так как они не могли уже не понимать светозарной истины христианства, но, в то же время, еще опутаны были сетями языческих обычаев и нравов, проникавших ядом суеверия, заблуждения и растления всю их жизнь. Пользуясь этим не определившимся состоянием, многие лжеучителя находили для себя восприимчивую почву среди народа и успешно сеяли семена ересей и заблуждений, которые по временам гордо поднимали голову, угрожая самому существованию Христовой истины. Так, одна из опаснейших ересей, а именно арианская, одно время едва не заполонила весь Восток и получила господство даже в самой столице его – Царьграде (Константинополь, ныне Стамбул. – Прим. «ЧС»), так что православные имели себе убежище только в одной домовой церкви, а все другие храмы осквернялись богохульственными гимнами Ария. Но не ложно обетование божественного Основателя и Главы Церкви (Иисуса Христа. – Прим. «ЧС»), что «и врата ада не одолеют ее» (Евангелие от Матфея 16:18).

Когда буря еретического заблуждения достигла наивысшей силы и угрожала поглотить корабль Церкви, во главе ее явился целый ряд великих кормчих, которые, обладая необычайными дарованиями, мужественно провели вверенный им корабль среди всех подводных камней и яростных треволнений и навсегда укрепили его в тихой пристани на несокрушимом якоре истины православия.

Среди таких кормчих особенно прославились четыре великих мужа, имена которых, как светила, блистают на страницах летописей святой Церкви. Это были святые Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, самые названия которых навсегда сделались символом духовного величия. Каждый из них по силе своего высокого дарования послужил святой Церкви, и все они доселе чтутся как святые вселенские учителя, озарившие вселенную светом своего православного учения.

Но и среди них особенно дивен был по богатству и разнообразию своих духовных дарований святой Иоанн, учение которого просвещало вселенную, вдохновенное слово жгло сердца людей, а жизнь, исполненная трудов и испытаний, сделалась неистощимым источником назидания и укрепления для всех воинов Христовых, подвизающихся на поле духовной брани против мрачных сил злобы, тьмы и заблуждения».

Святитель Иоанн, будучи юношей, рано обратился к углубленному изучению Священного Писания – Библии. Позже, уже быв по духу утвержденным в вере, он учился у лучших философов и риторов (языческий ритор Либаний считал его лучшим учеником). Святитель Мелетий Антиохийский в 367 году крестил его. Через три года Иоанн был сделан чтецом. После того, как Мелетий был отправлен в ссылку императором Валентом в 372 году, Иоанн совместно с Феодором Мопсуестийским учился в местной богословской школе у пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского.

Когда Иоанну исполнилось 18 лет, он, еще не просвещенный святым крещением (по обычаям того времени верующие крестились в зрелом возрасте), был отправлен в Афины, для усовершенствования в красноречии и философии. Обучаясь здесь, Иоанн вскоре превзошел премудростью своих сверстников и многих философов, так как он изучил все греческие книги и науки и сделался мудрым философом и красноречивым оратором.

В Афинах он имел в лице философа Анфимия весьма злобного противника себе. Последний, завидуя доброй славе Иоанна, злословил его, возбуждая против него ненависть в других. Но святой, при помощи Божией, посрамил своего противника и вместе с этим обратил многих ко Христу. Случилось это таким образом. Когда Анфимий в споре с Иоанном стал произносить хульные слова на Иисуса Христа, то на него внезапно напал нечистый дух и стал его мучить. Анфимий упал на землю, корчась и извиваясь всем телом и широко раскрывая рот. Видя это, все окружающие ужаснулись, а многие от страха убежали. Оставшиеся стали умолять Иоанна простить и исцелить бесноватого. Иоанн отвечал: «Если он не покается и не уверует во Христа-Бога, Которого хулил, то не исцелится».

Анфимий немедленно воскликнул: «Исповедаю, что ни на небе, ни на земле, нет другого Бога, кроме Того, Которого исповедует Иоанн».

Когда он произносил это, нечистый дух вышел из него, и Анфимий встал здоровым. Весь народ, видевший это чудо, взывал: «Велик Бог христианский! Он один творит чудеса!»

Иоанн, запретив Анфимию хулить Сына Божия и научив его истинной вере, отослал его к епископу города Афин, и Анфимий принял от него со всем своим семейством святое крещение. Вместе с Анфимием уверовали и крестились также многие из почетных граждан. Узнав, что чрез посредство Иоанна совершилось обращение ко Христу эллинов, епископ решил поставить Иоанна в священный сан и удержать его в Афинах, чтобы после смерти самого епископа (так как он уже состарился) Иоанн принял епископскую кафедру. Блаженный Иоанн, узнав это, тайно удалился из Афин и пришел в свое отечество – Антиохию.

Презирая пустую славу сего суетного мира и все мирские почести, он решил принять смиренную иноческую жизнь и трудиться для Бога, став монахом. К этому побуждал святого Иоанна и друг его, Василий, уроженец той же Антиохии.

Когда скончалась мать Иоанна, он принял иночество, т. е. монашество. Вскоре его сочли достойным кандидатом для занятия епископской кафедры. Однако он уклонился от архиерейского сана. В это время Иоанн написал «Шесть слов о священстве». Четыре года Иоанн провел, живя в пустыне, написав «Против вооружающихся на ищущих монашества» и «Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни». Два года соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере.

«Возьми сей свиток из руки моей!»

Вот какую историю приводит святитель Дмитрий Ростовский из жития св. Иоанна Златоуста.

Святой Иоанн имел от Бога дар учительства и благодать Святого Духа, что было открыто одному иноку по имени Исихию, подвизавшемуся в том монастыре. Будучи стар годами и совершен в добродетелях, Исихий имел дар прозорливости. В одну ночь, когда он не спал и молился, он был восхищен умом и созерцал следующее видение. Два благолепных мужа, одетые в белые одежды и сияющие как солнце, сошедшие с неба, вошли к блаженному Иоанну, когда он стоял на молитве. Один из них держал исписанный свиток, а другой ключи. Увидав их, Иоанн смутился и поспешил поклониться им до земли. Между тем мужи, взяв Иоанна за руку, подняли его со словами: «Надейся и не бойся!»

Иоанн спросил их: «Кто вы, господа мои?»

Они немедленно ответили ему: «Не бойся, муж желаний, новый Даниил, в котором, ради чистоты сердца, благоволил вселиться Дух Святой! Мы посланы к тебе Великим Учителем, Спасителем нашим Иисусом Христом».

Вслед за сими словами один из явившихся мужей протянул свою руку и подал Иоанну свиток, говоря:

«Возьми сей свиток из руки моей! Я Иоанн, возлежавший во время Тайной вечери на персях Господа и от Него почерпнувший Божественные откровения. Господь дарует и тебе знание всей глубины премудрости, дабы ты напитал людей негибнущим брашном учения Христова и своими устами заградил уста еретиков и иудеев, произносящих хулы на Бога».

Другой же, протянув к Иоанну свою руку, подал ему ключи со словами:

«Возьми сии ключи, ибо я Петр, которому вверены ключи Царствия. Господь и тебе передает ключи святых церквей, дабы кого ты свяжешь, тот был связан, а кого разрешишь – разрешен».

Блаженный Иоанн снова преклонил свои колена и поклонился явившимся Апостолам со словами:

«Кто я, грешный и самый последний из всех людей, чтобы мне осмелиться взять на себя и нести столь великое и страшное служение?»

Но явившиеся святые Апостолы снова взяли его за правую руку и поставили на ноги, говоря:

«Встань на твои ноги, мужайся, крепись и делай то, на что призывает тебя Господь наш Иисус Христос, для освящения и утверждения людей Его, ради спасения которых Он пролил Свою кровь. Поучай слову Божию; с дерзновением вспомни Господа, рекшего: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Евангелие от Луки 12:32). Так и ты не бойся, ибо Христос Бог наш благоволит чрез тебя освятить многие души и привести их к познанию Его. За правду ты испытаешь многие бедствия и скорби, но перенеси их, как крепкий адамант, ибо таким путем наследуешь Царствие Божие».

Сказав сие, явившиеся мужи осенили Иоанна крестным знамением и, дав ему лобзание во имя Господа, удалились. Преподобный Исихий сказал о виденном им другим опытным в подвигах братиям, и они дивились и прославляли Бога, имеющего втайне подвизающихся рабов Своих. При этом Исихий запретил им рассказывать кому-либо о видении, чтобы не узнал о том Иоанн и не ушел от них, и чтобы они не лишились таким образом сожительства со столь великим угодником Божиим, – пишет свт. Дмитрий Ростовский.

Далее, для восстановления здоровья Иоанн должен был возвратиться в Антиохию. В 381 году святой епископ Мелетий Антиохийский посвятил его во диакона. Последующие годы были посвящены работе над новыми богословскими творениями: «О Провидении» («К Стагирию подвижнику»), «Книга о девстве», «К молодой вдове» (два слова), «Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников».

В 386 году святой Иоанн был рукоположен епископом Антиохийским Флавианом во пресвитера (стал священником). На него возложили обязанность проповедовать Слово Божие. Святой Иоанн оказался блестящим проповедником, и за редкий дар Богодохновенного слова получил от паствы наименование «Златоуст».

Двенадцать лет святой, при стечении толп народа, обычно дважды в неделю, а иногда – каждодневно, проповедовал в храме, глубоко потрясая сердца слушателей.

В пастырской заботе о наилучшем усвоении христианами Священного Писания – Библии – святой Иоанн обращается к священной герменевтике – науке о толковании Слова Божия. Среди его экзегетических творений – толкования на целые книги Священного Писания (Бытия, Псалтирь, Евангелия от Матфея и Иоанна, Послания апостола Павла) и множество бесед на отдельные тексты святой Библии, а также поучения на праздники, в похвалу святых и слова апологетические (против аномеев, иудействующих и язычников). Все эти труды можно также сегодня найти в интернете.

Иоанн-пресвитер ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем Антиохийская Церковь питала каждый день до 3000 дев и вдовиц, не считая заключенных, странников и больных.

В начале Великого поста 388 года святитель начал толкование книги Бытия. За Четыредесятницу он произнес 32 беседы. На Страстной седмице говорил о предателе и о Кресте, на Пасхальной седмице и до Пятидесятницы ежедневно прихожане наставлялись его пастырским словом.

К слову о Кресте

Икона: Воздвижение Креста Господня

В самом начале мы упомянули о празднике Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Этот праздник был установлен в память обретения Креста Господня, которое произошло за 21 год до рождения Златоуста, в 326 году в Иерусалиме около горы Голгофы – места Распятия Иисуса Христа.

Название праздника обусловлено обычаем Церкви на Востоке, восходящим к IV веку, ритуально воздвигать крест во время богослужения (то есть поднимать Крест для обозрения всеми молящимися).

Вот часть проповеди Иоанна о Кресте: «Мы в преддверии праздника креста – да ликует лик ангелов! Приближается зрелище креста – род смертных да поклоняется! Креста божественная держава возвышается – полчища бесов да обратятся в бегство! О, божественный крест, ангелов неизреченное созерцание, смертных похвала, царей держава! Как с живым, я хочу беседовать с тобою, виновником радости и победным оружием нашего спасения. Тобою отверзаются заключенные двери рая, тобою сокрушается держава смерти, тобою ад лишается добычи, тобою мертвые удостаиваются жизни, тобою разбойник ликует в раю, тобою сочетаются небесные с земными, тобою – познание истины, тобою даровано крещение возрождения, тобою людям снискано оставление грехов, тобою запечатлен дар Святого Духа, ознаменованные тобою церкви именуются домами Божиими, тобою мы сподобляемся тела и крови Христовых, тобою удостаиваемся быть сынами Божиими и наследниками Царства Небесного, тобою праздники и торжества наши просветляются и облистаются.

Никакой язык не мог бы изобразить все то, что Христос Бог даровал через тебя роду человеческому. Зная и помня это, о, освященное и чтущее праздники собрание, с чистыми сердцами приступим облобызать чистыми устами чтимое и животворящее древо, на котором был вознесен Христос Бог наш, на котором распростер Он Свои пробитые гвоздями длани, на котором копьем пронзили христоубийцы Его божественные ребра, на котором напоили Его уксусом, смешанным с желчью, при чем мимоидущие кивали главами своими и с насмешкой говорили: «Э!.. других спасал, а Себя не может спасти» (Мк.  15:29, 31). «Если Ты Сын Божий…, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него» (Мф.  27:40, 42)… Мы же будем с верою поклоняться животворящим страстям Христовым, Его распятию, Его гробу, Его тридневному из мертвых восстанию, чтобы вместе с Ним воскреснуть и прославиться».

Конечно, святитель Иоанн, обращается к Кресту Христову не как к чему-то одушевленному, это всего лишь фигура речи, говоря о Кресте, Иоанн имеет в виду добровольные страдания Иисуса Христа на Кресте, Его искупительную жертву для спасения многих.

Ведь, согласно христианскому учению, отступив от Бога, человек в своем стремлении к неограниченной свободе попал в тяжелейшее рабство, оказавшись во власти мира, греха, дьявола и смерти; вместе с ним в рабстве оказалась и вся вселенная. Чтобы освободить мир и человечество от власти сатанинских сил, от проклятия и принуждения, чтобы помочь им осознать свое предназначение, потребовалась особая спасающая сила Творца.

Именно для осуществления этого спасения и явился в мир Иисус Христос. Как возвещается в хвалебной песни Захарии, Бог сотворил избавление, послав в мир Иисуса, и мы должны «небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, служить Ему в святости и правде пред Ним во все дни жизни нашей» (Луки 1:71,74 и след.). Своей жизнью и смертью на кресте Иисус Христос «приобрел вечное искупление» для нас (Евр 9:12). В Нем мы имеем «искупление Кровию Его» (Еф 1:7) и прощение наших грехов. «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф 20:28; 1Тим 2:6). Христос искупил людей не только от греха, но и от проклятия Закона (Галатам 3:13), избавил от грядущего гнева Господнего (1Фес 1:10) и от смерти (Рим 7:24 и след.; Евр 2:15).

Это избавление предназначено не только конкретному человеку (2Тим 4:18), но и всей Церкви, всему Божьему народу (Лк 1:68). Через Иисуса Христа Бог примирил с Собой всю вселенную (Кол 1:20; Еф 1:10).

Благая Весть (Евангелие) об Иисусе – основа христианской веры. Однако истинное освобождение от оков греха и смерти, по свидетельству Библии, явлено только в Иисусе Христе (1Кор 1:30). В смерти и в воскресении Иисуса Христа совершено полное искупление человечества от всех грехов (2Кор 5:11-21), приобщиться к которому надо только через покаяние и веру в Христа.

Верующие стали сопричастны к силам воскресения, но в течение всей своей жизни они должны бороться с силами зла (Рим 7; 1Кор 4:6-13; 2Кор 4:7-18). Начатый с покаяния и веры в искупление грешника на кресте процесс возрастания в вере называется освящением. Только воскреснув из мертвых в новом теле и войдя в Новое Царство, люди достигнут полного искупления. Верующие, которые Духом Божьим «запечатлены в день искупления» (Еф. 4:30) будут жить на новой земле, наполненной «ведением Господа» (Ис 11:9; Авв 2:14).

Огонь извивался, как змий

Итак, толкование книги Бытия Иоанном было закончено в конце октября. С Пасхи следующего года святой начал изъяснение Евангелия от Иоанна, а в конце 389 года перешел к Евангелию от Матфея. В 391 году антиохийские христиане слушали его толкование на Послания святого апостола Павла к Римлянам и к Коринфянам. С 393 года он обратился к уже упомянутым нами в скобках Посланиям к Галатам, Ефесянам, Тимофею, Титу и псалмам. В беседе на Послание к Ефесянам святой Иоанн обличал антиохийский раскол: «Говорю и свидетельствую, что раздирать Церковь не менее значит, как и впадать в ересь. Церковь есть дом Отца Небесного, Единое Тело и Единый Дух».

Росла слава святого проповедника, и в 397 году, по преставлении Константинопольского архиепископа Нектария, преемника святителя Григория Богослова, он был вызван из Антиохии для поставления на Константинопольскую кафедру.

В столице святой архипастырь не мог проповедовать так часто, как в Антиохии. Множество дел ожидало решения святителя, он начал с главного – с духовного совершенствования священства. И здесь лучшим примером был он сам. Средства, которые предназначались для архиепископа, святой обратил на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников.

Архипастырь довольствовался скудной пищей, отказывался от приглашений на обеды. Ревность святителя к утверждению христианской веры распространялась не только на жителей Константинополя, но и на Фракию, включая славян и готов, Малую Азию и Понтийскую область. Им был поставлен епископ для Церкви Боспора, находившейся в Крыму. В Финикию, Персию, к скифам для обращения ко Христу язычников святой Иоанн направлял ревностных миссионеров, писал послания в Сирию, чтобы вернуть Церкви маркионитов, и добился этого.

Храня единство Церкви, святой не позволил могущественному готскому военачальнику, диктовавшему свои условия императору, открыть в Константинополе арианский храм.

Много трудов положил святитель на устроение благолепного Богослужения: составил чин Литургии, ввел антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько молитв чина елеосвящения.

Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя обличителя. Когда императрица Евдоксия распорядилась о конфискации последней собственности у вдовы и детей опального вельможи, святой встал на их защиту. Гордая императрица не уступила и затаила гнев на архипастыря. Ненависть Евдоксии к святителю разгорелась с новой силой, когда недоброжелатели сказали ей, будто святитель в своем поучении о суетных женщинах имел в виду ее. Суд, составленный из иерархов, справедливо обличаемых ранее Златоустом: Феофила Александрийского, Севериана, Гевальского епископа, незадолго перед тем изгнанного из столицы за беспорядки, и других – постановил низложить святого Иоанна и за оскорбление императрицы предать казни. Император заменил казнь изгнанием. У храма толпился возбужденный народ, решивший защищать своего пастыря. Святитель, чтобы избежать волнений, сам отдал себя в руки властей. Той же ночью в Константинополе произошло землетрясение. Дворец содрогнулся. Испуганная Евдоксия просила императора срочно вернуть святого и немедля послала письмо изгнанному пастырю, умоляя его вернуться. И вновь в столичном храме святитель в краткой речи благословляет Господа «за все пути Его».

Клеветники бежали в Александрию. Но уже через два месяца новый донос пробуждает гнев Евдоксии. В марте 404 года состоялся неправедный Собор, постановивший изгнать святого Иоанна. По удалении его из столицы пожар обратил в пепел храм Святой Софии и здание сената. В храме случился пожар, который был явным выражением гнева Божьего. При сильном ветре пламень выбился из церкви и, высоко вздымаясь в воздухе, наподобие моста, склонился над палатой, в которой были собрания против Иоанна, и абсолютно сжег ее.

Можно было наблюдать чудесное явление. Огонь, как одушевленный, извиваясь кругом наподобие змия, пожирал отдаленные дома, а те, которые находились подле церкви, остались целы. Из этого все увидели, что не случайно, но по Божественному гневу произошел такой пожар, и что причиной этого гнева было изгнание святого Иоанна Златоустого.

В течение трех часов было обращено в пепел много прекрасных древних зданий, всевозможные украшения, находившиеся в городе, и неисчислимые богатства. При всем том в народе не погиб от огня ни один человек! Видя это, все говорили, что Бог наказывает огнем город за несправедливое изгнание угодника Божьего. Ну а враги Иоанна, естественно, утверждали, что это Иоанновы единомышленники подожгли церковь…

Вскоре последовали опустошительные набеги варваров, а в октябре 404 года умерла Евдоксия. Даже язычники видели в этих событиях небесное наказание за неправедное осуждение Златоуста.

Находясь в Армении, святитель еще более старался укрепить своих духовных детей. В многочисленных письмах (их сохранилось 245) епископам Азии, Африки, Европы и особенно своим друзьям в Константинополе святой Иоанн утешал страдающих, наставлял и поддерживал своих приверженцев.

Зимой 406 года святитель Иоанн был болезнью прикован к постели. Но враги его не унимались. Из столицы пришел приказ перевести святого Иоанна в глухой Питиус (в Абхазии). Истощенный болезнями святитель в сопровождении конвоя три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход. В Команах силы оставили его. У склепа святого Василиска, утешенный явлением мученика («Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе»), причастившись Святых Тайн, вселенский святитель со словами «Слава Богу за все!» отошел к Господу 14 сентября (по современному календарю – 27 сентября) 407 года.

Святые мощи Иоанна Златоуста торжественно были перенесены в Константинополь в 438 году. Ученик святого Иоанна, преподобный Исидор Пелусиотский, писал: «Дом Давидов укрепляется, а дом Саулов слабеет, как ты видишь: он победил бурю жизни и переселился в Небесный покой».

Подготовил Александр ОКОНИШНИКОВ, «ЧЕСТНОЕ СЛОВО»

guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x