Космос

Чем запылилась ткань из космоса?

Недавно космонавты подобрали на околоземной орбите сверток ткани, который «провел» в космосе 10 лет. Ученые обнаружили на этом свертке около 40 химических элементов в составе осадка

Как сообщили в Объединенном институте ядерных исследований (ОИЯИ), эти данные будут полезны для улучшения защиты космических аппаратов

Космические аппараты, подобно найденной ткани, за время службы покрываются различными осадками. Это приводит к их перегреву и, как следствие, деформации поверхности и многочисленным поломкам. С помощью найденного образца ученые смогли выяснить состав космического осадка. Специалисты сравнили чистый и загрязненный фрагменты с помощью нейтронного активационного анализа.

«Полученные результаты показали, что для такого объекта исследования нейтронный активационный анализ находится вне конкуренции. Нам удалось определить около 40 элементов в загрязненном фрагменте свертка и около 20 элементов в чистом фрагменте. А дальше стояла задача определить источники этих элементов. Мы выделили три основных источника осаждения элементов на свертке – это космические тела, сама станция и частицы, выбрасываемые с Земли», – рассказала руководитель проекта Инга Зиньковская.

В ходе исследования было подтверждено космическое происхождение магния, кремния, железа, урана и тория. Ученые предположили, что алюминий, сталь и титановые сплавы образовались под влиянием МКС. Еще одним источником химических элементов можно считать частицы, выбрасываемые с Земли. Например, вулканический пепел – источник бария, циркония, рения, стронция, рубидия и редкоземельных элементов.

(Материал опубликован под рубрикой «С мышкой по жизни № 908»)