Религия

…А голову его принесите на блюде

11 сентября Православная Церковь отмечала событие, которое в календаре значится как Усекновение главы Иоанна Предтечи. В этот день Церковь вспоминала событие, когда последнего пророка Ветхого Завета и первого пророка Нового Завета – святого Иоанна Крестителя (Предтечу) – обезглавили по приказу тетрарха Галилеи царя Ирода Антипы

От Иродиады до Ирода

Начать сегодняшнюю нашу статью хотелось бы с конца. А, точнее, с событий и обстоятельств самой казни святого пророка. А потом мы расскажем о нем самом и его удивительнейшей и уникальнейшей миссии перед пришествием Мессии и Спасителя Иисуса Христа.

Сразу скажем, что Церковь чтит Иоанна Крестителя выше всех святых после Богородицы Девы Марии. Иоанна Крестителя так же называют Предтечей. Дословно «предтеча» означает «предшественник». Идущий впереди. Иоанн – тот, кто пришел с проповедью о Спасителе, прежде Самого Спасителя.

Мученическая кончина Иоанна Предтечи произошла в 32 году I века. О ней рассказывают в Новом Завете Библии евангелисты Матфей и Марк. Вот как повествует об этом событии Евангелие от Марка (6:17-29):

«Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней.

Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего. Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла. Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его.

Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, – дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства.

Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя.

Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей.

Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе».

Отметим, что все это происходило незадолго до Распятия и Воскресения Христова.

Так чем же именно провинился Иоанн Креститель перед Иродом? Ведь народ израильский любил его и почитал. Иоанн призывал к покаянию. Но не только. Он еще и обличал грехи.

Кто такой был этот Ирод Антипа, по приказу которого обезглавили Иоанна Предтечу? После смерти Ирода Великого (того самого, при котором произошло «избиение младенцев» и при котором на земле родился Иисус) римляне разделили территорию Палестины на четыре части и в каждой части поставили правителем своего ставленника. Ирод Антипа получил от императора Августа в управление Галилею. Ирода Антипу называются тетрархом или четвертовластником, т.к. он получил в управление четвертую часть земель.

У Антипы была законная жена, дочь аравийского царя Арефы. Ирод оставил ее и сожительствовал с Иродиадой – женой своего брата. Пророк Иоанн Креститель неоднократно обличал его, но царь не посмел причинить ему зла, так как почитал Иоанна Крестителя как пророка и боялся народного гнева. Все же святой Иоанн Креститель был посажен в темницу царем Иродом Антипой.

В день своего рождения Ирод устроил богатый пир, на котором перед гостями плясала Саломея, дочь Иродиады. Она так угодила этим Ироду, что он поклялся перед гостями дать ей все, чего бы она ни попросила. Саломея пошла к матери за советом. Иродиада научила дочь просить голову святого Иоанна Крестителя. Ирод опечалился: он боялся гнева Божиего за убийство пророка, но не мог нарушить неосторожной клятвы.

Иоанну Крестителю отрубили голову и отдали Саломее. По преданию, голова продолжала обличать Ирода и Иродиаду.

Церковь сохранила предание о том, что в дальнейшем произошло с Иродом, Иродиадой и Саломеей. Итак, голова Иоанна Крестителя продолжала обличать… Неистовая Иродиада исколола язык пророка булавкой и закопала голову в нечистом месте. Но Иоанна, жена царского домоправителя Хузы, тайно взяла святую главу, положила в сосуд и погребла ее на Елеонской горе, в одном из поместий Ирода. Тело святого Иоанна Крестителя, как уже было сказано, взяли его ученики и погребли его.

Божий гнев обрушился на тех, кто решился погубить пророка. Саломея переходила зимой реку Сикорис и провалилась под лед. Она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шеи. Голову ее, отрезанную острой льдиной, принесли Ироду и Иродиаде, как некогда принесли им голову Иоанна Предтечи, а тело ее так и не нашли.

Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери – законной жены Ирода Антипы четверовластника – двинул свои войска против нечестивого царя и нанес ему поражение. Римский император Гай Юлий Цезарь Калигула (37-41 г.) в гневе сослал Ирода вместе с Иродиадой в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей.

Пацан сказал – пацан сделал?

Итак, в этот день был лишен жизни великий пророк, праведник и проповедник, очень почитаемый в народе. Причем, жизнь его оборвалась вследствие стечения абсурдных, казалось бы, обстоятельств: Саломея, дочь незаконной жены Ирода Иродиады, потребовала голову Крестителя на блюде в вознаграждение за танец на пиру…

Вот три человека – Ирод Антипа, Иродиада, Саломея. Все они стали виновниками его смерти. Но у каждого была возможность эту смерть предотвратить. И ни один этого не сделал. Кто из них виноват больше? Вот как на этот вопрос ответили постоянные собеседники православного портала «Правмир» епископ Обуховской Иона и протоиерей Александр (Авдюгин).

Епископ Иона (Черепанов): Любой праздник Православной Церкви всегда глубоко назидателен для православного человека, стремящегося к духовному росту, к совершенству. В ситуации, которая произошла много лет назад во дворце у Ирода, тоже есть много поучительного.

Что для себя нужно взять из этого события? Например, что зачастую лучше пожертвовать своей репутацией – или деловой, или еще какой-угодно другой, но остаться верным Христу. Все-таки часто люди, когда находятся перед решительным выбором – со Христом они или с миром, который лежит во зле, – или по малодушию, или в силу инерции выбирают мир. Подобных случаев происходит множество, и, наверное, каждый человек сталкивался с подобной ситуацией.

Мы знаем, что Ирод с большим уважением относился к Иоанну Предтече и с большим вниманием всегда его слушал. Однако, опьяненный, он так увлекся танцем дочери Иродиады Саломеи, что пообещал ей в награду все, что она захочет, даже до полцарства. Молодая девчонка пошла к матери, а та подговорила ее просить на блюде голову Иоанна Предтечи.

Когда Ирод услышал такую «просьбу», то, думаю, он мгновенно протрезвел, пришел в себя, но… Поступил «чисто по-пацански»: «пацан сказал – пацан сделал». Он не отрекся от своих слов в угоду своей гордыне и царской репутации, и в итоге – умертвил праведника, о котором Сам Христос говорил: «Над рожденными женами выше не было человека».

Действительно, на что только люди способны в угоду общественному мнению, в угоду тем окружающим, мнением которых они дорожат, даже если эти люди не имеют отношения ни к вере, ни к Церкви, а просто находятся рядом с ними.

Так и в этой ситуации: нужно не осуждать Ирода в очередной раз, что вот, он такой-сякой, так поступил. Этот праздник – в назидание всем нам. Это повод задуматься: а готовы ли мы пожертвовать своей репутацией ради Христа? И сколько раз в своей жизни в угоду общественному мнению мы поступались своей верой…

Кто из троих виноват больше? Думаю, все в равной степени. Но больше – виноват объединивший их воедино грех. Этот грех соединил сначала Ирода и Иродиаду в незаконном сожительстве, а затем получил продолжение на пиру через поступок Саломеи.

Всегда так бывает: оступившись раз и не имея желания измениться, продолжая жить греховной жизнью, упорствуя в своем заблуждении, человек доходит до того, что совершает еще больший грех.

Протоиерей Александр Авдюгин: Гордыня Ирода и основанная на похоти злоба Иродиады породили то, что дочери, Саломее, было все равно, что попросить, лишь бы выполнить желание матери. Там, где связь основана на грехе, на страдании другого, ничего доброго вырасти не может. Ей, наверное, никто и никогда не показывал и не рассказывал, что такое грех и что высшее в мире есть образ Божий – человек.

Вина лежит и на Ироде, и на Иродиаде. И вот такое сочетание, можно сказать, мужского и женского греха в высшем обществе, основанное на неправде, на богатстве, на власти, на буйстве страстей – обязательно порождает таких исполнительниц, как Саломея, которые в своем грехе тоже будут беспредельны. Ради любого желания они согласны пойти на любое преступление, на любой грех.

Вывод какой может быть? Любое неправильно приобретенное богатство, любая неправильно приобретенная должность (неважно – маленькая или большая) будут вести за собой прогрессивно увеличивающийся грех. Чем выше будешь подниматься, тем тяжелее будет его сбросить, и тем сильнее будешь грешить. Много примеров можно привести. Единственный выход здесь – остановиться.

Грех подразумевает все больший разрыв между внутренним состоянием человека и внешним его деланием. К чему это может привести сегодня? Человек становится абсолютно двуличным: может иметь прекрасное образование, поведение, манеры, а внутри – гнилой, способный на любой поступок, на любую гадость, вообще не совместимую с понятием человека как образа Божия.

А вот что писал святитель Лука (Войно-Ясенецкий): «Позорнейшим пятном в истории человечества был тот день, в который под мечом палача упала святейшая глава Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, величайшего из рожденных женами, по слову Господа нашего Иисуса Христа. Упала глава его, и была принесена на диавольский пир, и была отдана плясавшей девице, и она отнесла ее матери своей, ученице диавола – Иродиаде. И наслаждался сам диавол зрелищем того, как эта его окаянная ученица со злобной усмешкой колола иглой язык отрубленной головы Предтечи».

Вообще, тот день – день жестокой расправы над пророком – был днем великого греха и великой скорби.

Иродиада ненавидела Крестителя, обличавшего ее беззаконный союз с Иродом. Она искала любой способ, чтобы погубить Иоанна Крестителя и «бесилась», как о том поется в песнопениях Церкви.

И этот день служится Всенощное бдение: верующие проводят день в молитве, стараясь отогнать от своего сердца раздражение и злобу на ближнего.

Дочь Иродиады Саломея исполнила такой бесстыдный танец, что помрачилось сознание Ирода, и он бросил к ее ногам все – любое ее желание будет исполнено! И верующие исключают из своей жизни в этот день шумные веселья, в этот день не совершается и Таинство Венчания.

Ломились столы от изысканных мясных яств, полнились чаши вином, мутился рассудок, и в шуме пиршества звенели слова Саломеи: «Дай мне на блюде голову Иоанна Крестителя».

В Церкви этот день – строгого поста, не вкушается мясо, молочные продукты, рыба. Цель однодневного поста в этот день – напомнить о том, к каким страшным последствиям приводит страсть невоздержания.

«Не будем мы сообщниками чревоугодия Ирода, – напоминает нам Типикон (церковный устав). – Как можем мы почтить Усекновение Крестителя? Будем есть мясо или другую изысканную пищу? А Креститель жил в безводной и бестравной пустыне – ни хлеба не ел, ни другой еды не имел. Вино пьем? А он не пил ни вина, ни другого питья мирского. Столом и одром его была земля, вкушал он только акриды (стручки рожкового дерева, по другим источникам – род съедобной саранчи) и дикий мед. Вместо чаши – пригоршни воды, текущей из камня. Поэтому проведем этот день в посте и молитве»

Но настоящий смысл этого дня и тех трудов, которые берут на себя верующие, часто забывается: в народе распространяются суеверия. Вот и в нашей газете в прошлом номере на второй полосе в «народном календаре» проскользнула фраза о том, что 11 сентября «запрещается есть все круглое, варить щи, рубить капусту, срезать мак». Распространены и поверья о том, что в этот день нельзя использовать рубящие и режущие предметы. Все эти суеверия не имеют никакого основания в традициях Церкви, им не нужно придавать никакого значения и уж, тем более, не нужно им следовать.

«Иоанн имя ему»

Так кто же был такой Иоанн Креститель? Еще святой ветхозаветный пророк Малахия предсказывал, что раньше Мессии (т. е. Христа) явится Его Предтеча, который укажет на Его пришествие. Поэтому иудеи, ожидавшие Мессию, ждали и явления Его Предтечи.

«Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете» (Малахия 3:1).

Ангел, который приготовит путь Господу, – Предтеча Господень, предсказанный Исаией, как «глас вопиющего в пустыне» (Исаия 40).

Словами: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Малахия 4:5–6), пророк Малахия предсказывает явление вестника пришествия Господа.

Следует отметить, что в представлении послепленных иудеев и самого пророка Малахии грядущий предтеча Мессии – пророк, деятельность которого будет подобна историческому Илии Фесвитянину. Миссия грядущего Илии (т.е. Иоанна Крестителя) – «приготовление пути Господу» (Мал. 3:1), т. е. нравственное приготовление народа к пришествию Мессии, «возвращение сердец отцов к детям и сердец детей к отцам их», чтобы Господь не истребил грешный народ совершенно, «не поразил земли проклятием» (Мал. 4:6).

Это пророчество целиком и полностью осуществилось на Иоанне Крестителе, который действовал «в духе и силе Илии» (Евангелие от Луки 1:17) и подготавливал народ к проповеди Христа, «крестил крещением покаяния, говоря народу, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть в Иисуса» (Деяния 19:4).

Книгой пророка Малахии заканчиваются пророческие книги, а вместе с тем и все канонические книги Ветхого Завета. Ветхозаветные пророчества оканчиваются тем, чем начинается Евангелие, – повествованием об Иоанне Крестителе.

И вот, в городе Иудином Нагорной страны Палестины жили праведные священник Захария и жена его Елисавета, беспорочно соблюдавшие заповеди Господни. Однако супруги были несчастны: дожив до преклонных лет, они были бездетны и не переставали молиться Богу, чтобы Он даровал им дитя.

Захария и Архангел Гавриил

Однажды, когда святой Захария был очередным священником в храме Иерусалимском, он вошел во время богослужения в Святилище для каждения фимиамом. Войдя за завесу Святилища, он увидел Ангела Божьего, стоявшего по правую сторону кадильного жертвенника. Святой Захария смутился и остановился в страхе, но Ангел сказал ему: «Не бойся, Захария, твоя молитва услышана, жена твоя, Елисавета, родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн».

Но праведный Захария не поверил словам Небесного вестника, и тогда Ангел сказал ему: «Я – Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан благовестить тебе это. И вот, ты будешь немым до дня рождения, потому что не поверил словам моим». Между тем народ ждал Захарию и удивлялся, что он так долго не выходит из Святилища. И когда он вышел, то должен был преподать народу благословение, но не смог произнести его, так как был поражен немотой. Когда Захария знаками объяснил, что не может говорить, то народ понял, что ему было видение. Пророчество Архангела исполнилось, и праведная Елисавета разрешилась от уз неплодия, родив миру Предтечу и Крестителя Господня Иоанна.

Святая Елисавета зачала и, боясь насмешек над поздней беременностью, таилась пять месяцев, пока ее не посетила приходившаяся ей дальней родственницей Преблагословенная Дева Мария, чтобы разделить Свою и ее радость. Елисавета, исполнившись Святого Духа, первая приветствовала Деву Марию как Матерь Божию. Вместе с ней Пресвятую Деву Марию и воплотившегося в Ней Сына Божия приветствовал и святой Иоанн, еще находившийся в утробе матери своей, праведной Елисаветы. «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа» (Евангелие от Луки 1:41).

Настало время, и святая Елисавета родила сына, все родственники и друзья радовались вместе с ней. Мать назвала его Иоанном. Все были удивлены, так как никто в их роде не носил этого имени. Когда спросили об этом святого Захарию, он попросил дощечку и написал на ней: «Иоанн имя ему» – и тотчас связывавшие по предсказанию Архангела его речь узы разрешились, и святой Захария, исполнившись Духа Святого, прославил Бога и произнес пророческие слова о Явившемся в мир Мессии и о своем сыне Иоанне – Предтече Иисуса Христа.

Подготавливая людей

По милости Божией младенец Иоанн избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях. Святой Иоанн вырос в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью – постом и молитвой. Он носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, и питался диким медом и акридами (род саранчи). Он остался пустынножителем до тех пор, пока Бог не призвал его в тридцатилетнем возрасте к проповеди еврейскому народу.

Повинуясь этому призванию, пророк Иоанн явился на берегах реки Иордан, чтобы приготовить народ к принятию ожидаемого Мессии (Христа). К реке перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение во оставление грехов.

Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься, и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия. Конечно, крещение Иоанна не было еще благодатным таинством христианского Крещения. Смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего Крещения водой и Святым Духом.

По выражению одной церковной молитвы, пророк Иоанн был светлой утренней звездой, которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем Христом (Малахия 4:2). Когда ожидание Мессии достигло высшей степени, пришел к Иоанну на Иордан креститься, погрузиться в воду и Сам Спаситель мира, Господь Иисус Христос. Крещение Христа сопровождалось чудесными явлениями – схождением Святого Духа в виде голубя и голосом Бога Отца с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный…».

Получив откровение о Иисусе Христе, пророк Иоанн говорил народу о Нем: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира». Услышав это, двое из учеников Иоанна присоединились к Иисусу Христу. Это были апостолы Иоанн (Богослов) и Андрей (Первозванный, брат Симона Петра).

Крещением Спасителя пророк Иоанн завершил и как бы запечатлел свое пророческое служение. Он безбоязненно и строго обличал пороки как простых людей, так и сильных мира сего. За это он скоро пострадал, о чем мы и рассказали выше.

Два крещения

Крещение, по-гречески «баптисма», означает – «погружение в воду». Сам по себе обычай водных погружений очень древний – гораздо древнее христианского крещения. Практика ритуальных омовений есть во многих религиях мира.

Еще в Ветохозаветной Церкви существовала практика водных погружений, хотя в ней они имели совсем иной, чем в Новом Завете, смысл. По ветхозаветному установлению любой иудей после всякого случившегося с ним осквернения должен был совершить особое водное омовение – «микву».

Совершенно новое развитие и наполнение Крещению в Новом Завете дал святой пророк Иоанн Предтеча. Святой Иоанн Предтеча также крестил евреев в водах Иордана, крещение Иоанново и Крещение христианское – это два разных крещения. Крещение Иоанново было крещением покаяния, хотя при этом оно не освобождало человека от источника всех грехов – греха первородного. Крещение же христианское дает прощение всех грехов, обновляет человека.

Крещение Иоанново было приготовительным для каждого принимавшего его человека к личной встрече со Христом, к принятию ожидаемого евреями Мессии.

Во время Иоаннова крещения человек, заходя в воду, исповедовал свои грехи, именно поэтому оно и называется «крещение покаяния». Единственный, кто вошел в воду и не задержался в ней, был безгрешный Богочеловек Иисус Христос. Иоанн призывал принимавших его крещение сделаться чистыми, потому что среди них уже находился, стоял Тот, Кто пришел их искупить и с Кем им предстояло встретиться. Итак, через крещение Иоанново человек должен был подготовиться к встрече со Христом, Который еще только пришел в мир, вступив в бой с сатаной и грехом. Крещение же христианское есть Крещение Духом Святым; оно дает абсолютно новые дары, являющиеся следствием уже одержанной Христом победы над диаволом, воскресение со Христом, новую жизнь, новое духовное рождение. Таким же крещением, как Иоанново, было и крещение апостолов, совершаемое ими еще до Воскресения Христа.

Только после Пятидесятницы – сошествия Святого Духа на Церковь, которое произошло вскоре после Вознесения Христова – новое, христианское Крещение являет себя в Церкви Новозаветной. В книге Деяний Апостольских приводятся слова Господа, Который Сам об этом говорит: «Иоанн крестил водою, а вы через несколько дней после сего будете крещены Духом Святым» (Деяния 1:5).

Подготовил Александр ОКОНИШНИКОВ, «ЧЕСТНОЕ СЛОВО»

guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x