Другие праздники

Ночьулицафонарьаптека

Необычный заголовок, правда? Но читать его неудобно. А все почему? Потому что нет точек, да и пробелов тоже нет. А ведь древние писали именно так. И попробуй разбери, где там начало предложения, где конец и что вообще имелось в виду. Но однажды человечество все-таки расставило все точки над i. А в 2009 году и вовсе появился неофициальный праздник, который называется Международный день точки, который отмечается 15 сентября

Справедливости ради отметим, что изначально праздник больше был посвящен графике и рисованию, нежели знаку препинания точка. Но каждый в нем видит свое. Мы расскажем именно о знаке препинания – точке.

Казалось бы, что может быть проще и привычней, чем точка? Ткнули в конце мысли, предложения ручкой в тексте и все. Знаки препинания, дающие возможность сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно записать буквами, помогающие выразить различные смыслы слов и чувства того, кто пишет, представляются настолько системными и привычными, что, кажется, существовали всегда и появились вместе с алфавитами. Но, конечно же, это не так.

Кстати, само слово «пунктуация» произошло от латинского punctus – «точка». А русское слово «точка» происходит из праславянского «тчка» и связано со словами «ткать» и «ткнуть».

Первые свидетельства об употреблении знаков препинания относятся к V в. до н. э. Так, драматург Еврипид отмечал перемену говорящего лица остроконечным знаком, возможно, произошедшим от лямбды, а философ Платон иногда заканчивал разделы своих книг знаком, аналогичным современному двоеточию.

Появление первого значимого знака препинания связано с именем философа Аристофана, жившего в IV в. до н. э. Это был параграфос – короткая горизонтальная линия внизу у начала строки. Употреблялся для указания на изменение смыслового значения и, следовательно, на новый, достаточно объемный раздел текста, который и в наши дни мы часто называем параграф.

Другой Аристофан – Аристофан Византийский, жил тогда еще в греческом городе Александрия, расположенном на севере современного Египта. Он был библиотекарем в Александрийской библиотеке – той самой, которая сгорела, лишив потомков богатого книжного наследия. Насчитывала около 700 000 папирусов. Все книги в Александрийской библиотеке были, естественно, рукописными и в единственном экземпляре. Пергамент и папирус стоили дорого, поэтому книги были исписаны мелким почерком, буквы шли сплошной линией. Слова и предложения не отделялись друг от друга, не было и заглавных букв. Умение читать очень ценилось.

В древнем эллинистическом мире умения читать быстро и не требовалось. Самым важным было прочитать текст правильно, со всеми интонациями и нужным ритмом. Поэтому к публичным чтениям готовились. Сохранилась история о том, как Аулусу Геллиусу (Aulus Gellius) предложили прочитать незнакомый текст. Писатель отказался, сославшись на то, что может исказить смысл текста.

Использование знаков пунктуации для разделения текста на меньшие смысловые отрезки началось примерно со II века до н. э. грамматик и лексикограф Аристофан Византийский, будучи главой Александрийской библиотеки, изобрел систему трех точек: точка внизу – комма – ставилась в конце самого короткого отрезка; точка вверху – периодос – делила текст на большие отрезки, а точка в центре – колон – на средние.

Есть предположение, что именно Аристофан изобрел множество других пунктуационных знаков, например, дефис для написания составных слов, наклонную черту, которую ставил возле слов с неясным значением. Безусловно, эти знаки не получили широкого распространения, употреблялись спорадически и достаточно бессистемно.

Изобретение Аристофана довольно скоро было забыто, за ненадобностью: всех все устраивало. Как указывают некоторые источники, Цицерон (великий римский оратор) говорил: «Конец предложения должен определяться ритмом, а не точкой, поставленной переписчиком».

Римляне, бывшие язычниками, зачастую передавали свои легенды и истории из уст в уста. Но после падения Римской империи в III–IV веках уже новой эры стало активно распространяться христианство. А христианство подразумевало книги – Евангелие. Христианство распространялось, занимая новые страны, и нужно было сделать так, чтобы те, кто читал книги, мог сразу воспроизвести текст верно, или, хотя бы, близко к первоначальному значению. Евангелие украшали. Стали выделять начало глав буквицами, то есть первую букву первого слова главы разрисовывали. Сплошной текст стал делиться на псалмы, абзацы. Появились иллюстрации, которые были сложными и часто украшались золотом.

В VII веке новой эры архиепископ Исидор Севильский взял систему Аристофана, но усовершенствовал ее. Привычная нам нижняя точка стала означать короткую паузу, точка посередине (которая находилась как бы посередине нынешнего двоеточия) – среднюю паузу,

точка вверху (как верхняя точка двоеточия) – длинную паузу.

Русская пунктуационная система в начале своего развития ориентировалась на греческую, поэтому основным знаком препинания была точка. Первоначально точки ставились произвольно, ибо тексты довольно долго писались без деления на слова и предложения. Это могла быть одна точка (внизу, вверху или посередине строки) или их сочетание в разных вариантах. Каких-либо правил, естественно, не было. Ориентиром служил смысл высказывания, и точки ставились для выделения смысловых частей. Кроме точек, в древнерусских текстах ставились линии внизу строки (_), змийцы (~), а также разные сочетания линий и точек.

Впервые попытка упорядочения постановки знаков препинания на смысловой основе была предпринята Максимом Греком (XVI в.). Именно он в работе «О грамотике Инока Максима Грека святогорца объявлено на тонкословие» выказал стремление обозначить роль таких знаков, как точка, иподиастоли – запятая, иподиастоли с точкой – точка с запятой. Точкой предполагалось обозначать конец высказывания, иподиастоли должна была дать говорящему передышку при чтении, знаком иподиастоли с точкой рекомендовалось обозначать вопрос.

В эту же эпоху в рукописных сборниках появляются статьи анонимных авторов, в которых или только перечисляются знаки препинания, или даются немногочисленные советы по их употреблению.

Ведущий рубрики «Другие праздники» Павел ГОЛУБЕВ, «ЧЕСТНОЕ СЛОВО»

guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x