Религия

Василий Блаженный: храм, юродивый и святой

Храм Василия Блаженного в Москве – один из самых узнаваемых символов России. На самом деле это – собор Покрова́ Пресвятой Богородицы, и он объединяет одиннадцать церквей, среди которых и храм Василия Блаженного. Но о соборе – позже. А пока давайте задумаемся о том, что одним из символов великой державы стал собор во имя блаженного. Юродивого. Возможно, в этом кроется одна из особенностей «загадочной русской души», тайна которой уже много веков не дает покоя всякого рода западным мудрецам

Из лавки – в юродивые

Василий Блаженный, самый известный из юродивых, которыми прежде изобиловала Русь. Василий родился в 1468 или 1462 году и преставился в 1552 году в возрасте 88-ми или 94-х лет. Жил он в царствование Иоанна III Васильевича  и Иоанна IV Васильевича Грозного. Преставился в правление митрополита Макария(1543 – 1564 годы), который очень почитал святого и при его жизни, а после смерти лично отпевал его.

Родился Василий в селе Елохово, недалеко от Москвы, в семье благочестивых крестьян Иакова и Анны. Мама будущего святого страдала от бесплодия. Она вымаливала ребенка и Всевышний услышал. Прямо на паперти храма Владимирской иконы Божией матери у Анны начались схватки, и ребенок появился на свет.

Василий с детства был мальчиком особенным. Он часто молился, причем для себя ничего не просил, благодарил Бога и воспевал его. Мечты Василия состояли в одном – быть ближе к Богу. Он как будто ежедневно переживал разлуку с Ним. Родители его были небогаты, и мальчика отдали в учение к сапожнику. Однажды в лавку зашел купец, привезший в Москву пшеницу, и заказал много новых сапог, на что 16-летний Василий рассмеялся и заплакал. Когда заказчик ушел, хозяин стал допытываться о причинах его поведения. Василий ответил, что странно заказывать столько сапог, сколько хватило бы на много лет, ведь этот человек на следующий день умрет. Его предсказание сбылось. После этого Василий не захотел больше ни оставаться у хозяина, ни возвращаться к родителям и направился в Москву.

В возрасте 16 лет он надевает вериги, принимает обет молчания и непрестанной  молитвы и вступает в тяжелейший подвиг юродства Христа ради, в котором и пробыл до самой смерти. Затерявшись в шумной городской толпе, он избрал подвижнический путь притворного безумия, чтобы как можно полнее приобщиться страданиям Иисуса Христа, полностью отказавшись от уважения со стороны людей.

Юродивых всегда почитали на Руси, считали Божьими людьми, отказавшимися от всех благ жизни, от собственных родных, умертвлявшими свою плоть голодом, холодом и веригами, очищенных Благодатью Святого Духа и потому дерзавших говорить правду в глаза кому угодно, даже самому царю. Слово «юродивый» изначально близко слову «буйный», то есть безумный. Человек надевал на себя маску безумия, за которой скрывал духовные дарования. У этой маски было две главные задачи.

Во-первых, маска безумия была нужна для борьбы с тщеславием. Подобно католическим монахам, которые занимались самобичеванием тела, русские юродивые занимались истязанием более тонких уровней. Они страдали во имя Христа, растаптывая свое человеческое достоинство. Юродивые жили на улицах, одевались в лохмотья и весь день кривлялись, дразнили прохожих.

Во-вторых, эта маска нужна была для проповеди. За их на первый взгляд безумными речами скрывались духовные поучения. Помимо этого, зачастую юродивые были критиками общественных пороков и государства. Они были единственными, кто мог критиковать власти.

Одним из первых образцов юродивости был монах Симеон Эмесский, который жил в Палестине в VI веке. Вот так описывал его деяния епископ Неапольский Леонтий: «Симеон все совершал под личиной глупости и шутовства. То он представлялся хромым, то бежал вприпрыжку, то ползал на гузне своем, то подставлял спешащему подножку, то в новолуние глядел на небо, и падал, и дрыгал ногами, то что-то выкрикивал. Подобным образом он часто изобличал прегрешения, и отвращал от них».

Следующим вошедшим в историю юродивым был святой Андрей, который в X веке обитал на улицах Константинополя. Именно он и стал примером для русских юродивых – в XII веке его житие было переписано в Новгороде и стало очень популярным.

На Руси юродивые появляются примерно в XIV веке, но по-настоящему много их становится в XV – XVI веках. 36 из них стали святыми РПЦ, но были сотни, а, возможно, тысячи других, возможно, незаслуженно не удостоившихся такой чести.

В целом в поведении всех русских юродивых можно выделить общие черты. Это нищенский вид – лохмотья, порой еле закрывавшие голое тело, зачастую больная кожа – в народной молве многих юродивых сопровождает собака, которая лижет их язвы. Уродство юродивого – противопоставление бытовой, мирской красоте, которая в православии ассоциировалась с грешным материальным богатством. Безобразный юродивый выступал в каком-то смысле символом скорбной нищеты простого народа, и тем самым заставлял богачей задуматься о своем образе жизни. Зачастую юродивые выступали вообще голые – презрение к сложившимся в обществе понятиям о наготе было еще одним подвигом. Так, Василий Блаженный, ходил совершенно нагим перед Иваном Грозным.

Отношение людей к юродивым – это, пожалуй, самая сложная тема. С одной стороны, их уважали, к ним прислушивались и простые люди, и власть имущие. С другой стороны, юродивых окружало насилие, как физическое, так и психологическое. Святость юродивых не может существовать без зрителя. Поэтому они устраивали регулярные выступления. По мнению историка А. Клибанова, такие «шоу» сопровождались надругательствами толпы, побоями, которые, как ни парадоксально, обоюдно наносили друг другу обе стороны. «Это было, между прочим, равенство греховности: «кто без греха, брось камень». Никто! И камни летели из одной стороны в другую», – писал Клибанов.

Праведный нагоходец

В Степенной книге Василий Блаженный назван «праведным нагоходцем», «самовольне обнаженным телеснаго одеяния», «не имеяше бо на телеси своем ни единаго рубища и стыдения не имуще». Поэтому он также был известен под прозвищем Василий Нагой.

С его наготой связано чудо исцеления одной из торговок, которые разом ослепли после того, как посмеялись над наготой угодника Божия. Одна из них немедленно раскаялась, и тут же была исцелена по молитве святого Василия.

Не имея ни постоянного жилья, ни пристанища, чтобы преклонить голову, он жил на улицах, ночи проводил в молитве на паперти. Среди толпы он хранил молчание так же строго, как отшельники в пустыне; вынужденный говорить, он притворялся косноязычным. Не имея близких людей, он проявлял при этом великое сочувствие к несчастным, больным и угнетенным. Он часто посещал в тюрьме узников, посаженных за пьянство, чтобы обратить их к исправлению.

В эпоху, когда в обществе царили страх и угнетение, жизнь святого Василия служила живым укором неправедным боярам и утешением для обездоленных. Почти все его поступки имели пророческий смысл. Например, блаженный много раз бросал камни в углы домов, где жили благочестивые люди, а когда проходил мимо жилищ, хозяева которых коснели в грехах, целовал углы стен. Когда его спрашивали о причинах такого странного поведения, Василий отвечал, что в домах, где царит святость, нет места для бесов, и поэтому, видя их снаружи, он отгонял их камнями. Напротив, целуя углы нечестивых домов, он приветствовал ангелов, которые оставались снаружи, не желая войти внутрь.

Однажды святой на рынке нарочно опрокинул лоток с калачами, а в другой раз разлил кувшин с квасом. Оба раза его начинали бить, будто он вредитель, но тут же выяснялось, что недобросовестный пекарь подмешивал в свои калачи мел для экономии, а квас был перебродившим.

Однажды на глазах у изумленной толпы богомольцев камнем разбил образ Богородицы на Варва́рских воротах, с давних пор почитавшийся чудотворным. Когда паломники схватили его и стали бить, юродивый попросил их поскрести краску на иконе. Когда краску удалили, то, к ужасу окружающих, открылось, что икона была адописной: под ликом Богоматери скрывался второй слой с намалеванной «дьявольской харей».

Однажды он принял от некоего боярина в дар дорогую лисью шубу и ходил в ней в мороз. Когда разбойники захотели обманом отобрать у святого шубу, то попросили его для погребения укрыть ей тело одного из своих товарищей, который притворился мертвым. Святой так и сделал, однако, увидев в Духе, что его обманывают, сказал обманщику: «шуба лисья, хитрая, укрой дело лисье, хитрое. Буди же ты отныне мертв за лукавство». Мнимый мертвец оказался после этого и вправду мертв.

Один купец задумал построить на Покровке в Москве каменную церковь, но трижды своды ее обрушивались. Купец обратился за советом к блаженному, а он направил его в Киев: «Найди там убогого Иоанна, он даст тебе совет, как достроить церковь». Приехав в Киев, купец разыскал Иоанна, который сидел в бедной хате и качал пустую люльку. «Кого ты качаешь?» – спросил купец. «Родимую матушку, плачу неоплатный долг за рождение и воспитание». Тогда только вспомнил купец свою мать, которую выгнал из дома, и ему стало ясно, почему он не может достроить церковь. Вернувшись в Москву, он возвратил мать домой, испросил у нее прощения и только после этого достроил храм.

Однажды, получив от царя деньги, он, вопреки обыкновению, не раздал их нищим, а отдал хорошо одетому купцу, который, потеряв состояние, не осмеливался просить милостыню и умирал от голода.

В 1521 году, когда татарское войско Мехмет Гирея угрожало Москве, святой Василий, проливая обильные слезы, молился за родину перед вратами Успенского собора в Кремле. Внезапно в церкви вспыхнуло пламя, и голос от Владимирской иконы Божией Матери возвестил, что Она оставляет Москву из-за грехов ее жителей. Святой усилил молитвы – и страшное явление исчезло. Мехмет Гирей, уже предавший огню городские предместья, был отброшен от города подоспевшим войском и бежал за пределы Руси.

Царь Иван IV Грозный любил блаженного Василия и относился к нему с большим почтением. Однажды святой, приглашенный во дворец на царский пир, трижды вылил вино за окно. Когда царь с раздражением спросил, что он делает, тот ответил, что гасит пожар в Новгороде. Немного погодя гонцы принесли известие о большом пожаре, действительно случившемся в Новгороде. Пожар, однако, не разгорелся, потому что некий человек странного вида ходил нагим по улицам и кропил горящие дома. Увидев Василия, гонцы узнали в нем человека, погасившего пламя.

В другой раз, в 1547 году, святой стал горько плакать перед храмом Воздвиженского монастыря, в том месте, где спустя некоторое время начался большой пожар, опустошивший Москву. Вскоре после этого бедствия, когда царь присутствовал на Божественной литургии, блаженный, стоя в углу, внимательно смотрел на него. После литургии он сказал царю: «Ты был не в храме, а в другом месте». Царь стал протестовать, но Василий повторил: «Ты говоришь неправду. Я видел, как в мыслях ты ходил на Воробьевы горы, чтобы построить там себе новый дворец». С того момента царь стал опасаться святого и еще больше уважать. Но это уважение не мешало ему проявлять жестокость, ставшую притчей во языцех.

В истории способность оказываться в нескольких местах одновременно еще при жизни была присуща немногим, и одним из них был Василий Блаженный. Внезапно он появлялся на кораблях и рассказывал о приближающемся шторме, часто его видели перед пожарами, стучащегося в дома и предупреждающего жителей, в то время как Василий находился совершенно в другом месте, и это действительно чудо.

Цветок в честь побед и Блаженного

Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву начали строить в 1555 году по приказу Ивана Грозного в память взятия Казани. В год канонизации святого (1588), к Покровскому храму была пристроена церковь в честь Василия Блаженного.

С 1588 года стали говорить о чудесах, совершающихся у гроба Блаженного Василия. Вследствие этого патриарх Иов определил праздновать память чудотворца в день его кончины, 2 августа. Память Василия Блаженного в Москве праздновалась с большой торжественностью: служил патриарх и присутствовал сам царь.

Часть приделов храма освящена в честь святых, дни памяти которых пришлись на решающие бои за Казань. Центральная церковь сооружена в честь Покрова Богородицы, вокруг которой группируются отдельные церкви в честь Святой Троицы, Входа Господня в Иерусалим, Николы Великорецкого, трех патриархов: Александра, Иоанна и Павла Нового, Григория  Армянского, Киприана и Иустины, Александра Свирского и Варлаама Хутынского, размещенные на одном основании, а также придел в честь Василия Блаженного, и церковь Иоанна Блаженного, вновь открытая после длительного запустения в ноябре 2018 года.

В названии собора упомянут ров, проходивший вдоль Кремлевской стены и служивший оборонительным укреплением (Алевизов ров), его глубина была около 13 метров, а ширина – около 36 метров.

Строительство храмов около Кремлевской стены в честь одержанных военных побед началось c Василия III, который повелел построить храм во имя Происхождения Честнаго Креста Господня в честь взятия им Смоленска и посвятил его престолы тем праздникам и святым, дни памяти которых приходились на дни побед. В результате Казанских походов Ивана Грозного к Московскому государству было присоединено Казанское ханство. Взятие Казани произошло 2 октября 1552 года в день памяти Киприана и Иустины, на следующий день после Покрова Пресвятой Богородицы. Во время этих походов на взлобье Троицкой площади (нынешняя Красная площадь) ставились «походные» деревянные церкви в память  победах над татарами, а после присоединения Казани Иван Грозный повелел объединить эти церкви в один каменный храм во имя Покрова Богородицы.

1 октября 1554 года в честь Казанской победы был освящен деревянный храм Покрова с семью приделами. Он простоял менее года и был разобран, а на его месте заложили каменный собор. Строительство храма началось в 1555 году. Основная его часть была возведена к осени 1559-го. Спустя полтора года был освящен весь собор.

Существует несколько версий строительства собора. По одной из них архитектором был псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма. Согласно второй версии, Барма и Постник – два разных архитектора. Их имена стали известны только в 1895 году, когда в рукописном сборнике XVII века, найденном в архивах Румянцевского музея, обнаружилась запись, где летописец говорил, что «Бог даровал» Ивану Грозному «двух мастеров русских по реклу (то есть по прозвищу) Постник и Барма». По третьей версии собор был построен западноевропейским мастером, предположительно итальянцем, как и значительная часть сооружений Московского Кремля, возведенных ранее. Отсюда и неповторимый стиль, сочетающий в себе традиции русского и европейского зодчества эпохи Возрождения. По другой легенде, Постник видел, как во время взятия Казани разрушили известную восьмиглавую мечеть Кул-Шариф. Вернувшись в Москву, он воссоздал ее образ в Покровском соборе. Постник как бы дал понять татарам, что отныне они, крестившись, найдут что-то родное и в Православии.

Другая легенда гласит, что деньги на возведение храма собирал Василий Блаженный: он приносил монеты на Красную площадь и бросал через плечо, никто не трогал их, пока юродивый перед смертью не передал всю сумму Ивану Грозному.

Царь Федор Иванович, убедившись в святости Василия Блаженного, повелел предать его мощи земле у Покровского собора. Так в 1588 году над мощами Василия Блаженного была пристроена десятая церковь, получившая его имя. Церковь представляла собой самостоятельный храм с отдельным входом. Во времена Смуты поляки украли украшения с раки святого Василия, а в нижних церквях собора ставили лошадей.

Значение цветовой раскраски куполов и по сей день остается неразгаданным. В XIX веке писатель Николай Чаев предположил, что цвет куполов храма можно объяснить сном блаженного Андрея Юродивого (Константинопольского) – святого подвижника, с которым, по церковному преданию, и связан праздник Покрова Божией Матери. Ему привиделся Небесный Иерусалим и там «были сады многие, в них древа высокие, колеблющиеся своими вершинками… Одни из деревьев цвели, другие златовидною листвою были украшены».

Сам собор не отапливался, но церковь Василия Блаженного отапливалась. Богослужения в ней проводились ежедневно, в отличие от других церквей собора.

Академик Дмитрий Лихачев высказывал мнение о том, что собор оказался своего рода символом русского характера: «храмина-домина вроде бы огромна, широка, размашиста, а войдешь внутрь – так и помолиться-то особенно негде, малы и тесны клетушки-церквушки».

До перестройки колокольни Ивана Великого в Кремле в 1660 году собор являлся самым высоким сооружением в Москве.

В 1737 году в Москве произошел Троицкий пожар, и храм практически полностью выгорел. Архитекторы Мичурин и Яковлев провели значительные работы по его восстановлению. Говорят, что Наполеон, восхищенный красотой храма, намеревался перевезти его во Францию. Однако когда понял, что это невозможно, решил взорвать собор. По легенде, дождь загасил фитили французских пушек после молитвы москвичей.

В 1918 году Покровский собор стал одним из первых культурных объектов, взятых под государственную охрану как памятник национального и мирового значения. Тогда же в верхних церквах были прекращены службы. В 1923 году было принято решение о создании в соборе историко-архитектурного музея. Несмотря на регулярные реставрационные работы, храм был всегда открыт для посетителей. Он закрывался только во время Великой Отечественной войны. В 1929 году в соборе окончательно запретили богослужения, сняли и переплавили колокола.

По окончании Великой Отечественной войны собор начали восстанавливать, и 7 сентября 1947 года, в день празднования 800-летия Москвы, музей вновь открылся. В 1990 году музей вновь начал собирать колокола, имеющаяся коллекция – одна из наиболее богатых в России. Всего в музее 19 колоколов, созданных в 1547 – 1996 годах, отлитых в России и за рубежом.

С 1991 года Покровский собор находится в совместном пользовании Государственного исторического музея и Русской православной церкви. Богослужения совершаются регулярно в воскресные дни и на второй день Пасхи.

Храм Василия Блаженного – сооружение удивительно нарядное, праздничное, похожее на гигантское растение, на цветущий куст. Отдельные части здания (купола, орнаменты, раскраска) и в самом деле имели растительные формы, при этом очень сложные, затейливые и разнообразные.

На конец 2018 года собор состоит из 11-ти церквей:

церкви Василия Блаженного, Александра Свирского, Иоанна Блаженного, Варлаама Хутынского, Входа Господня в Иерусалим, Григория Армянского, Киприана и Иустины, Николы Великорецкого, Святой Троицы, Трех Патриархов, Центральной церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Восемь церквей – четыре осевые и четыре поменьше между ними – увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними центральной столпообразной церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы, завершенной шатром с маленькой главкой. Этот шатер выразил идею божественного Покрова, распростертого на Русской землёй.

Для России все еще впереди

В 88 лет святой заболел. Узнав об этом, царь вместе с семьей поспешил к нему, чтобы испросить его молитв. На смертном одре Василий изрек пророчества о будущем царства, затем его лицо осветилось, потому что он увидел сонм ангелов, явившихся принять его душу. Он почил в радости 2 августа 1557 года.

Весь город тогда наполнился благоуханием, и множество людей собрались на его похороны. Царь с сыновьями несли его тело на своих плечах до церкви, где их ждал митрополит с епископами.

Чудеса, связанные со святым, не прекращались. И в 1588 году, при митрополите Иове, Василий Блаженный был канонизирован. В этот день 120 больных получили исцеление у мощей святого. По приказу царя Федора Иоанновича над могилой был поставлен храм имени святого.  Мощи святого покровителя Москвы до сих пор почивают в этом храме.

Василий Блаженный обладал потрясающей силой видеть облики даже не родившихся людей, описывая будущую историю, правителей мира и России. Существует мнение, что на самом деле эти знания ему передавались в готовом виде во время длительных духовных бесед, но как бы то ни было, Василий Блаженный точно описывал будущих правителей России, многие из которых для нас являются уже прошлым.

Внутри это был поистине красивый человек с невероятной духовной силой. Великий заступник за правду – таким стал Василий для всего русского народа.

Будущее России святой Василий предрекал великое. Среди царей, говорил он, запомните богохульника с кошачьими усами, при нем сильно пострадает народ, но он первый приведет страну к славе. Это описание точно подходит Петру Первому. Позже придет человек с Кавказа, его тоже запомнят на века, друзья для него будут не друзья, семья не семья, никого не пощадит. При нем не останется храмов, а потом они снова вырастут, красивее и богаче, но с тех пор в храмах перестанут служить Богу, а будут служить золоту.

Человек с Кавказа – это явно Иосиф Сталин. А вот то, что истинных служителей церкви по душе и призванию стало меньше с тех пор, так это Василий Блаженный предсказал совершенно точно.

Три правителя после того, что с Кавказа, изменят жизнь России навсегда, сыграют решающую роль в ее истории и становлении. Проблема в том, что хронология их прихода не очень понятна из предсказаний святого. Итак… Придет в Россию великий воин, его призовет народ. Тогда на юге Аравии появится второй воин, правитель, под ногами которого все будут гореть – он будет носить голубую чалму и метать молнии, которые целые страны сотрут с лица Земли. Один лишь великий воин из России остановит его, и весь мир будет благодарен воину за это. Пока не одолеют злого правителя, не настанет золотого века в России, только после того, как правитель в голубой чалме будет повержен, Россия объединит в себе многие государства и вырастет до огромных размеров.

Второй правитель – это убиенный праведник, так называемый великий всадник, люди будут очень его любить, но врагов у него будет очень много и не сбудутся его планы о величии России, его самого не станет, а для народа это отзовется скорбью и разочарованием.

И третий мудрый правитель, говорил Василий Блаженный, придет, когда все будет готово к его принятию. Править он будет долго и при нем не будет войн, Россия будет расцветать с каждым днем, слава России будет служить примером для других народов.

Выходит, по предсказанию великого святого, на данном этапе мы еще даже не подошли хотя бы к одному из трех описанных правителей. Получается, что впереди еще долгий путь к становлению России.

Подготовил Александр ОКОНИШНИКОВ, «ЧЕСТНОЕ СЛОВО»

guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x