Религия

И один в поле Воин

Завтра, 12 августа, Русская Православная Церковь вспоминает Иоанна Воина. Этого святого издавна и очень широко почитают на Руси. В какой-то степени это удивительно – ведь жил святой в далеком IV столетии, не прославился, на первый взгляд, какими-то, на первый взгляд, особыми духовными подвигами или мученичеством. Благополучно дожил до глубокой старости, и вдруг почти через 15 столетий вдруг становится необыкновенно почитаем в далекой северной стране. Почему?

Ласковые преследования Отступника

О жизни этого святого сохранились лишь скупые, обрывочные сведения. Кстати, нередко именно краткость жизнеописаний (житий) тех или других святых – лучшее доказательство их реального существования. Ведь, казалось бы, можно было бы и напридумывать всяческих «волшебных подробностей», но – нет. Нет подробностей – значит нет. Но раз был такой, то о нем и упоминают. Пусть и немного…

Когда умер император Константин Великий, первый правитель Рима, принявший христианство, на престол взошел его племянник Флавий Клавдий Юлиан (Юлиан II) , получивший прозвание Отступник. Он заслужил его тем, что отрекся от христианства, которое тогда исповедовала не только вся семья императора, но и большая часть населения империи. С юности Юлиан мечтал возродить язычество и вновь сделать его государственной религией. Оказавшись в 361 году на императорском троне, Юлиан тут же приступил к выполнению задуманного.

Флавий Клавдий Юлиан, римский император

В первые же недели после своего восшествия на престол Юлиан по этому поводу издал эдикт. Ко времени Юлиана в самом Константинополе не было уже ни одного языческого храма. Новых храмов в короткий срок воздвигнуть было нельзя. Тогда Юлиан совершил торжественное жертвоприношение, по всей вероятности, в главной базилике, предназначавшейся для прогулок и бесед, украшенной Константином статуей Фортуны. По свидетельству церковного историка Созомена, здесь произошла такая сцена: слепой старец, которого вел ребенок, приблизившись к императору, назвал его безбожником, отступником, человеком без веры. На это Юлиан ему отвечал: «Ты слеп, и не твой галилейский Бог возвратит тебе зрение». «Я благодарю Бога, – сказал старик, – за то, что он меня его лишил, чтобы я не мог видеть твоего безбожия». Юлиан промолчал на эту дерзость и продолжал жертвоприношение.

Задумав восстановить язычество, Юлиан понимал, что восстановление его в прошлых формах невозможно. Необходимо было его несколько преобразовать, улучшить, чтобы создать силу, которая могла бы вступить в борьбу с христианской церковью. Для этого император решил заимствовать многие стороны христианской организации. Языческое духовенство он организовал по образцу иерархии христианской церкви; внутренность языческих храмов была устроена по образцу храмов христианских; было предписано вести в храмах беседы и читать о тайнах эллинской мудрости, что походило на христианские проповеди. Во время языческой службы было введено пение. От жрецов требовалась безупречная жизнь, поощрялась благотворительность. За несоблюдение религиозных требований грозили отлучением и покаянием и т. д. Одним словом, чтобы несколько оживить и приспособить к жизни восстановленное язычество, Юлиан обратился к тому источнику, который он ненавидел.

…Кстати, похожим образом поступили и многие современные неоязыческие псевдославянские секты…

Юлиан действовал умно и хитро. Одним из первых актов самостоятельного правления Юлиана стало объявление веротерпимости. Из ссылки вернулись представители многих опальных течений в христианстве, сектантов того времени, проходили публичные диспуты на религиозные темы. В своём «Эдикте о терпимости» от 362 года Юлиан разрешил восстановление языческих храмов и возврат их конфискованной собственности, а также вернул из изгнания сосланных христианских епископов.

Возвратившиеся представители духовенства, принадлежа к различным направлениям, совершенно, с их точки зрения, непримиримым между собой, не могли ужиться в согласии и начали ожесточённые споры, на что, по-видимому, и рассчитывал Юлиан. Даруя веротерпимость, он был уверен, что в их церкви сейчас же начнутся раздоры, и такая разъединенная церковь уже не будет представлять для него опасности. Одновременно с этим Юлиан обещал большие выгоды тем из христиан, которые согласились бы отречься от христианства. Примеров отречения было немало. Святой Иероним называл подобный образ действия Юлиана «преследованием ласковым».

Юлиан «знал христианство изнутри, и поэтому был убежден, что худшим оружием против него было бы гонение, сделавшее из «галилеян» мучеников». Тем не менее, во время его правления многие представители церкви претерпели мучения и мученическую кончину (церковные историки указывают на прямую причастность Юлиана к гибели Кириака, епископа Иерусалимского и Порфирия Эфесского). Среди мучеников периода его правления в церкви поминаются Василий Анкирский, исповедница Поплин Антиохийская, воин Максим Антиохийский, Вакх, Иоанн Врач и Евул, исповедники Евгений и Макарий, Артемий Антиохийский и другие. К царствованию Юлиана относится и подвиг Иоанна Воина.

Чудо в Серпуховском монастыре

Святой Иоанн Воин

В ту пору в армии императора служил военачальник Иоанн. Когда и где он родился, неизвестно. Он носил еврейское имя, но такие имена были распространены среди христиан. Есть сведения, что он служил в полку, составленном из скифов. В эпоху поздней античности скифами называли жителей нынешних славянских земель. Это позволяет некоторым исследователям сделать осторожное предположение о том, что, возможно, Иоанн был из славян.

Когда император Юлиан начал свои реформы, солдаты и военачальники его армии должны были «поддерживать порядок» в городах, где языческое население, обрадовавшись переменам, стало преследовать христиан. На деле это выглядело так, что солдаты хватали и казнили тех, кто исповедовал христианство.

Иоанн должен был выполнять приказы своего императора. Но он тайно помогал христианам. Как правило, он предупреждал заранее о том, что семью или членов какой-либо общины собираются схватить, чтобы люди успели скрыться. А если кого-то все же арестовывали, Иоанн делал все, чтобы они могли сбежать.

Будучи человеком добрым и милосердным, Иоанн помогал не только христианам, но и всем, кто нуждался в помощи, поступая по заповеди Спасителя Иисуса Христа «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».

Об этом, в конце концов, узнал сам император. Он приказал арестовать Иоанна и привезти в столицу. Однако когда Иоанн был доставлен, император отбыл на войну с Персией. Иоанн был помещен в темницу, где томился многие месяцы в ожидании неминуемой казни.

Юлиан Отступник был убит во время похода. 26 июня 363 года в битве при Маранге Юлиан получил три ранения: в руку, грудь и печень. Последняя рана оказалась смертельной.

Все, кто был посажен в темницы и отправлен в изгнание за то, что исповедовал христианство, получили свободу. Среди них и воин Иоанн.

Он прожил еще долгие годы в чистоте и смирении, делая добрые дела и приходя на помощь всем страждущим.

Скончался Иоанн в Константинополе, но когда, и где был похоронен, неизвестно. Через некоторое время после его ухода из земной жизни, место его захоронения было забыто.

Мощи святого были обретены лишь спустя время после его смерти. Он явился во сне благочестивой женщине, жительнице имперской столицы, и указал ей место своего захоронения. Тогда верующие перенесли святыню в храм Иоанна Богослова в Константинополе. Мощи Иоанна Воина почитаются чудотворными. У святого просят заступничества и утешения обиженные и скорбящие.

Древних икон Иоанна Воина, написанных греческими мастерами, не сохранилось, зато на Руси иконописцы очень часто обращались к изображению этого святого. Сложилась традиция изображать мученика Иоанна в образе византийского военачальника – в доспехах, с оружием. Поверх доспех наброшен алый плащ (цвет мученичества), в правой руке святой держит крест, как знак своей непоколебимой веры. Есть и более редкие иконы, на которых мученик Иоанн сидит верхом на коне, или молится на коленях.

Иоанна Воина почитают во всем христианском мире, но у нас в стране Иоанна Воина чтут особенно. Такое почитание мученика Иоанна было распространено очень широко еще со времен Киевской Руси. Народ не только знал, кто такой Воин Иван, но и почитали его как верного помощника всем несправедливо обиженным и защитника от воров. Народная любовь к нему сохраняется и столетия спустя. Свидетельством этого является очень большое количество храмов, посвященных этому святому.

Всего в России более ста храмов во имя святого мученика Иоанна Воина, в обиходе они называются «Иоанновойновские». Зачастую это храмы и часовни воздвигнуты на местах воинских захоронений и мемориалов.

К числу самых знаменитых относится храм Иоанна Воина на Якиманке в Москве. Первоначально здесь был возведен деревянный храм для жителей воинской слободы. Ко времени правления Петра I церковь обветшала, к тому же ей грозили постоянные наводнения. Царь распорядился построить каменный храм, который стоит и поныне.

С почитанием Иоанна Воина на Руси связано немало чудес. Среди самых известных – чудо в Серпуховском монастыре. Во время очередного татарского набега, в храм Серпуховского женского монастыря ворвался один из нечестивцев и принялся крушить икону Иоанна Воина. На том месте, где он ударил топором, выступила кровь, но это не образумило варвара. Он ударил еще раз, и вновь выступила кровь. И только тут он перепугался, бросил икону, и она тут же срослась, лишь там, где коснулось оружие, осталась запекшаяся кровь. По преданию татарин принял христианство, а эта икона по сей день хранится в Серпухове, и паломники могут видеть следы крови на ней.

Известны чудеса по молитвам святому Иоанну Воину и в наши дни. Некая женщина потеряла кольцо, которое по ее просьбе освятили для нее паломники в Иерусалиме. Она молилась святому Иоанну Воину, и кольцо вскоре было найдено.

Еще одной женщине пришлось обращаться к Иоанну Воину по случаю увольнения ее с работы. Начальник, человек жадный и изворотливый, придумал способ не только выгнать ее, но и не заплатить денег. После молитв святому Иоанну, этот человек сам пришел к своей бывшей работнице и принес деньги.

Рассказывают и о таком случае. В одной семье пропал очень ценный ковер. Отчаявшись найти эту вещь при помощи полиции, люди начали молиться святому Иоанну. И через некоторое время похититель сам принес ковер с просьбой: пусть перестанет ему во сне являться воин в доспехах! Как видите, многие из чудесных событий, связанных с почитаем Иоанна Воина – совсем простые, почти обыденные. Может быть, потому простой народ так его и почитает?

Память святого Иоанна Воина отмечается в день обретения его мощей 12 августа.

От Ивана Грозного до Иванушек-интернешнл

Иоанн, Иван, имя, как известно, древнееврейское. В различных модификациях это имя популярно во многих странах. Однако только в России это имя стало едва ли не символом страны. Диапазон здесь необыкновенно широк: от Ивана Грозного до сказочного Иванушки-дурочка и нынешних Иванушек-интернешнл. Одно из самых распространенных у нас растений называется «иван-да-марья», а есть еще «ванька мокрый». Фамилия Иванов – одна из самых распространенных в нашей стране. В списках общерусских фамилий Унбегауна и Журавлева занимает первое место, в списке Балановской – второе место после фамилии Смирнов. .Отчего же так?

Современные люди считают свой день рождения одним из главных праздников. А вот Православная Церковь так не считает. Наиболее значимым событием в жизни человека она называет не день рождения, а день тезоименитства или именины, который в народе прозвали Днем Ангела.

День Ангела или по церковному, день тезоименитства – это день небесного покровителя человека, святого, чье имя дается христианину при крещении. В последнее время возрождается православная традиция, которая предусматривает выбор имена по Святцам. А в прежние времена иного варианта не было. Новорожденного всегда нарекали по Святцам.

Святцы содержат мужские и женские имена. Так вот, в православных Святцах например, за июнь мы встречаем имя Иван 11 раз! 1 июня это имя наличествует наряду с Дмитрием, Виктором, Антоном, Александром, Михаилом и еще многими другими имена. Далее Иван встречается в Святцах 4, 7, 8, 9, 11, 15, 23, 26. Имя Иван встречается многократно в каждом месяце. То есть, прежде всего, самым распространенным именем Иван стало по причине многократного повторения в Святцах. Русский ученый, писатель и лексикограф В. И. Даль, который 50 лет собирал материал и в 1860-е годы опубликовал «Толковый словарь живого великорусского языка», насчитал 62 Ивана в году. К слову, его отец, обрусевший датчанин Йохан (Иоганн) Кристиан Даль, в России получил как раз имя Иван.

А по данным Н. Петровского, составителя опубликованного в 1960-е годах «Словаря русских личных имен» в полных святцах Иван упоминается 170 раз (!), то есть, почти через день.

Вот и ответ на вопрос, почему на Руси было так много Иванов. Ведь ребенку в христианской семье можно было дать только такое имя, которое имелось в святцах. Никакого «вольнодумства» не допускалось. А, например, такие популярные имена, как Вера, в святцах встречается в году только два раза, Надежда и Любовь – только по одному разу.

Иванов много не только на Руси, но и по всему христианскому Западу. Имя Иван (греческий вариант – Иоанн) имеет еврейские корни: это упрощенное еврейское имя, звучащее на иврите как Иехоханан, то есть «Иегова да будет милостив!» или «Яхве смилостивился!». Это имя в разных формах присутствует в языках народов, принявших христианскую веру.

Джон – распространённое английское имя, происходящее от еврейского Йоханаан. Хуан – испанское имя, аналог имени Иоанн или Иван. Джованни – итальянский вариант имени Иоанн. На латыни имя читается как Айван. Далее французское имя Жан, Ованэс – армянский вариант имени Иоанн. А еще есть много разных производных имен – Джек, Шон, Ойн, Иан, Иоганн, Йован, Жуан, Янош, Ян. И даже, каким-то образом, украинское имя Яцко.

Видимо, благодаря своей краткости и благозвучности это имя получило несколько большее распространение, чем другие. Отсюда и несколько странные на взгляд историка сочетания – «русский Иван» или «Иван Купала». Имя Иван стало нарицательным для обозначения русского мужика, да и вообще русских в глазах иностранцев. А на самой Руси возник еще один образ – Ивана, не помнящего родства.

Толковые и фразеологические словари толкуют этот образ так: народное неодобрительное определение бездомных скитальцев, либо человека, порвавшего все связи с воспитавшей его средой, с родными и близкими людьми. Иван, не помнящий родства – это тот, кто отказался от своих прежних убеждений, прошлой деятельности, относящийся с пренебрежением или безразличием к своим предшественникам, к прошлому своей родины или безучастно относящийся к родине своей.

Иванами, родства не помнящими, принято называть людей беспринципных, неблагодарных, легко забывающих сделанное им добро, и тех, кто не знает и не желает знать своей истории, культуры, своих предков… Но каков бы ни был конкретный смысл, не случайно прозвище дано по самому «русскому» имени. И в этом кроется некоторый оптимизм на будущее: хоть имя, но все-таки что-то в человеке остается от его корней, от прошлого, с которыми были связаны его предки. А вот утрата собственных имен – уже в немалой степени есть утрата национального самосознания. Народ, утративший свои святоотеческие имена, есть народ-сирота.

«…Лукавых человек всякого чина удерживает»

Теперь давайте возвратимся к святому Иоанну Воину. Все-таки, отчего он так почитаем на Руси? Однозначно на такой вопрос едва ли кто-то сможет ответить. На этот счет есть разнее мнения.

Может быть, потому мученик Иоанн стал так близок нашему народу, что сам был родом из славян? Может быть. Свой брат, славянин, казался людям в чем-то ближе. А может быть, так часто вспоминали на Руси Иоанна Воина потому, что жизнь тогда у простого народа была переполнена несправедливостью? Как уже отмечалось выше, у святого Иоанна «просят заступничества и утешения обиженные и скорбящие». Теми и другими Русь всегда была переполнена.

Если всмотреться в то, в каких трудностях молятся святому Иоанну Воину, то увидим, что молитвы и акафист ему читают об укреплении во время несправедливых гонений и обид. О помощи в сражениях, о покровительстве воинам, защищающим Отечество. А свое Отечество нашим воинам приходилось защищать беспрерывно… Молятся святому Иоанну и об обретении потерянных ценностей. В прежние времена имелись в виду, конечно, ценности, самые что ни на есть материальные. Однако в наши дни есть смысл задуматься над тем, а не обратиться ли к этому святому с молитвой об утрате нами моральных ценностей?

Наконец, Иоанну Воину молились о защите от воров и злоумышленников. Тут уместно вспомнить, что на Руси слово «вор» не означало только того, кто промышляет собственно кражами. Для таких людей имелось особое слово. «Ворами» на Руси называли совершивших или замышлявших государственные преступления. Выражаясь современным юридическим языком, «преступления против государственной власти, основ конституционного строя, правосудия и порядка управления», а также против лиц, осуществляющих власть или олицетворявших ее. Воровством называли и предательство. Но уже к XVIII веку термин «вор» означал преступника вообще. Осуществляющий кражу назывался в то время «тать». Сейчас человек, совершающий кражи, в уголовной лексике называется «крадун». Но как их не называй, и воров и татей во все века у нас хватало. В общем, в данном случае было о чем молиться мученику Иоанну.

В старину святому молились даже о возвращении беглых слуг. И на этом основании уже в наши дни ряд религиозных мыслителей объявили, мол, в России Иоанна Воина превратили в покровителя рабовладельцев. В частности, такую мысль высказывал в одном из своих эссе протодиакон Андрей Кураев. «В России почему-то св. Иоанна сделали помощником рабовладельцев», пишет он. При всем уважении к этому нашему выдающемуся православному философу и миссионеру – мысль спорная.

Да, в «Сказании о святых» мученику Иоанну полагалась особая молитва об обретении украденных вещей и бежавших слуг. В Прологе об Иоанне Воине сказано, что он «изряднее рабом уходства удерживает, татьбы извещает и уличение яве творит»; «лукавых человек всякого чина, убийц немилостивых, разбойников бегство ради злобы их и пронырства удерживает, и препоны им в совете погибельном, и в пути где-либо крытися имущым сотворяет: татьбы и крадежство и грабительство многообразие извещает, и улучение на коем месте явлено творит…». Но, обратите внимание, «бегство» здесь поминается «ради злобы», ради «татьбы и краждества и грабительства». Беглые, увы, чаще всего «краждеством и грабительством» и занимались. Другого способа добыть себе пропитание у беглых просто не было.

Немаловажно и то, что в царской России крепостничество широко распространилось к XVI веку, официально оно было подтверждено Соборным уложением от 1649 года, отмененным 19 февраля 1861 года (3 марта 1861) «Манифестом о земле и воле». Но к середине XVII века почитание Иоанна Воина на Руси было уже распространено очень широко.

Конечно, вовсе отрицать особое почитание Иоанна Воина на Руси с расцветом крепостничества нельзя. Вот как говорится о этом в «Православной энциклопедии»: «Вероятно, факты Жития Иоанна Воина (в т. ч. подробно описанные сомнения святого, поставленного перед выбором между мирскими благами и верностью Христу) остро воспринимались в контексте культурной ситуации в России 2-й пол. XVII – XVIII в.: образ страстотерпца, пытавшегося соединить внешнюю верность монарху – отступнику от истинной веры – с тайным исповеданием Христа и избавленного от казни вследствие чудесной гибели правителя, мог быть привлекательным для представителей консервативных кругов русского общества (в т. ч. для старообрядцев), а отчасти и для носителей высшей власти, поскольку пропагандировал идею лояльности государю… В Житии особо подчеркивается помощь Иоанна Воина в обличении воров, в обретении украденных или потерянных вещей и возвращении сбежавших «рабов», что дополнительно способствовало популярности Иоанна Воина. как в дворянской, так и в купеческой среде».

…Вот такая формулировка – «дополнительно способствовало» – вполне уместна. «Пролог», зачитывавшийся на службе в храме, как бы «предупреждал» крепостного, замыслившего побег: от своего барина убежать сможешь, но от святого Иоанна не скроешься… Но, конечно, никой «вины» самого святого в этом нет. Приписывать ему некие «сыскные функции» – довольно странно…

Есть и еще один аспект особого почитания Иоанна Воина на Руси. Во времена гонений он, служа в аппарате гонителей, тем не менее, тайно помогал гонимым христианам (в советские годы таких коммунистов называли «никодимами» – по имени тайного ученика Христа Никодима, члена иудейского Синедриона). На Руси после раскола многие из государевых сановников втайне сочувствовали старообрядцам, но внешне были вынуждены поддерживать «официальный курс». И, наверное, какая-то часть таких людей видела для себя примером именно Иоанна Воина.

Вот так, из самых разнородных, как бы сказали сегодня «пазлов», и складывалось в Русской Православной церкви особое почитание Иоанна Воина. Теперь все это дела давно минувших дней. А образ самого святого по-прежнему притягивает к себе многих православных. Он – верный, стойкий и мужественный христианин. А эти качества сегодня становятся все более востребованы в наше непростое для христианства время.

Поделиться

guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x