Религия

Правнук Чингисхана

В русском Православии множество удивительных святых. Один из них – преподобный Пётр, царевич Ордынский, ростовский чудотворец. Как это? Православный чудотворец и царевич Ордынский? А если узнать, что жил он в XIII веке, то удивление только вырастит. Пётр Ордынский или Пётр Ростовский, он же Даир Кайдагул Орда-Ичинов сын Пётр Ордынский Чингизов. Правнук Чингисхана. Племянник хана Золотой Орды, которая к тому времени окончательно подмяла под себя северо-восточную Русь. Основатель одного из древнейших русских монастырей, чей день памяти русская Церковь отмечала вчера, 13 июля

Как Даир стал Петром

Из истории нам известно, что русские князья тех лет должны были ходить в Орду для унизительных поклонов татарским ханам, их женам и знатным мурзам. Такие хождения предпринимались не только для испрашивания какой-нибудь ханской милости, но также и при восшествии на престол всякого нового хана. Наряду с князьями отправлялись в Орду и пастыри русской Церкви.

Особенно выросла зависимость Руси от татар после битве на реке Сити в 1238 году. В сражении тогда сошлись войска владимирского князя Юрия Всеволодовича с корпусом Бурундая. Эта битва стала центральным событием Западного (кипчагского) похода Орды на Русь. Константин Бестужев-Рюмин в книге «О злых временах татарщины и страшном Мамаевом побоище» уделил битве отдельную главу и так описывает её ход:

Памятник Чингисхану в Монголии

«Покончив с Рязанью, пошли татары ко Владимиру, а князь Юрий ушел в теперешнюю Ярославскую губернию к реке Сити, где поджидал к себе братьев и собирал войско… Между тем татары приближались к Сити. Услыхав об этом, князь Юрий отложил всю печаль, пошёл им навстречу и был убит в бою; братьев с ним не было, а племянник его, Василько, взят был татарами в плен живой, и нудили они его соединиться с ними, но Василько твёрдо стоял на своём и умер с молитвою: «Господи, Иисусе Христе Вседержителю! Приими дух мой, да и аз почию в славе Твоей». Было это марта 4-го. Тело Юрия нашел епископ ростовский Кирилл, возвращавшийся на свой престол с Белоозера, и привез его в Ростов, а тело Василька нашла в лесу одна женщина и обвила его плащаницею».

Поражение русских войск окончательно сломило сопротивление князей северо-восточной Руси монгольскому нашествию и предопределило попадание в зависимость от Монгольской империи.

В это несчастное для России время епископом Ростова, успевшего уже значительно оправиться от татарского погрома, был Кирилл II. Архипастырь, по словам летописей, благочестивый, обладавший даром красноречия и весьма любимый народом. В 1253 году он отправился в Орду для ходатайства о нуждах вверенной ему епархии к хану Беркаю, который взошел на престол после брата своего в 1257 году. По прибытии туда, он был принять ханом с честью и в беседе с ним, со свойственным ему красноречием, рассказал хану историю просвещения святым крещением Ростова, об успешной деятельности святого Леонтия в обращении язычников в христианство, а также упомянул о чудесах, совершающихся при гробе этого святого мужа.

Хан с глубоким вниманием слушал ростовского владыку, но еще более внимательным к его словам оказался родной ханский племянник Даир Кайдагул, сын его брата, живший постоянно при дворе хана. Рассказ святителя произвел глубокое впечатление на юношу и тронул его до слез. В царевиче возникло сомнение в истинности исповедуемого им язычества и, наоборот, зародилось сильное желание познать Бога истинного.

Родился юноша на территории «Золотой Орды» то есть Джучиевой волости (улуса, удельного, зависимого государства) в составе Татарского царства под руководством царей из рода Чингизханового. Сын царевича Орда-Эджен, старшего сына царевича Джучи, сына Чингизхана. Племянник татарского царя Джучиевой волости («Золотой Орды») Берке  или по старорусски царя Беркая.

Кадр из фильма «Орда» (1212)

В том же году заболел единственный сын хана и настолько опасно, что лечившие его татарские врачи не могли помочь. Тогда хан вспомнил рассказ Кирилла о чудесах, бывающих у гроба святого Леонтия, и потребовал к себе святителя для исцеления больного сына. Кирилл исполнил желание хана. Перед отправлением в Орду, епископ долго и усердно молился перед иконой Божией Матери и у гроба святого Леонтия, прося исцеления болящему ради вящей славы Христова имени, и наказав, чтобы в Ростове совершали «молебна пения», двинулся в путь. Приехав к больному, он помолился Богу, окропил отрока освященной водой, после чего тот стал совершенно здоров. В награду за это Кириллу были даны богатые дары и ярлык, по которому ежегодная дань с князей ростовских и ярославских должна была идти «в дом Пресвятыя Богородицы».

Эта же поездка Кирилла решила и обращение в христианство ханского племянника, который, боясь власти дяди, надумал тайком убежать от своей матери в Ростов, чтобы там принять святую веру. Через несколько дней по отъезду Кирилла из Орды, он уже был на дороге в Ростов и, догнав владыку, со слезами умолял взять его с собой. Святитель, «видя слезы юноши и теплое к Христу усердие, поятъ его, яко пастырь добрый заблудшее овча вземлетъ на рамо, и приведе в Ростов, радуяся и славя Бога».

В Ростове царевич жил в доме епископа, ходил смотреть на чин богослужения, слушал чтение и пение, и все его приводило в восторг. Тогда в кафедральном храме епископа, говорит древний повествователь, на левом клиросе пели по-гречески, а на правом – по-русски. Царевич просил крестить его. Но владыка, заботившийся о своей пастве, велел царевичу ожидать до времени, опасаясь гнева ханского на землю Русскую, если услышит о крещении своего племянника. Хан Беркай к поступку племянника отнесся, видимо, с пониманием и обеспечил его соответственно его царственному происхождению: в «Сказании о блаженном Петре…» говорится о «возках с серебром»…

 Хотя в Орде и знали о пребывание в Ростове царевича, но он, как говорится в житие: «тиха тогда бе на много лета, беху бо Петрови сладцы ответи».

Прошло довольно времени, умер хан Беркай, окончательно перестало в Орде быть искание царевича, и святитель с любовью окрестил его с именем Петра. Новый христианин научился русскому языку, усердно читал книги, трудолюбиво молился, посещал богослужение храма, жил чисто и воздержно, оставаясь в доме епископа.

Петр и Павел и Петр

Блаженный Кирилл скончался, и 19 сентября 1261 года из Авраамиевой обители взошел на кафедру Ростовскую святитель Игнатий. Петр продолжал жить при святителе Игнатии в кафедральном доме. Продолжая усердно посещать храм Божий и жить благоговейно. Время от временам он забавлялся соколиной охотой на берегу озера Неро. Раз, замедлив до ночи на этой охоте, заснул он у озера. Ему явились во сне, а по пробуждении и наяву, святые апостолы Петр и Павел.

…К слову, Православная Церковь вспоминает святых апостолов Петра и Павла 12 июля, буквально накануне поминовения царевича Ордынского. Конечно, это простое совпадение, а вот то обстоятельство, что Петра и Павла Церковь вспоминает непременно вместе – случайным не назовешь. Впрочем, это уже отдельная тема, и к ней мы вернемся в одном из ближайших номеров…

Проснувшись, юноша ужаснулся, видя перед собой светлых мужей ростом, превышающим человеческий, и далеко осиявших окрестный мрак; трижды хотел он встать и трижды повергался долу пред ними. И они, подняв его, ласково сказали: «Не бойся, друг Петр, мы посланы к тебе Богом, в Которого ты уверовал, и желаем, чтобы и здесь, где заснул ты, создана была церковь в наше имя; С этими словами они передали ему два мешка: один с золотом, а другой с серебром. И сказали: «Сходи завтра в город и выменяй там три иконы: одну Богородицы с предвечным Младенцем, другую святого великомученика Димитрия и третью святителя Николая, заплатив «за них, что потребуют». Преодолев страх, Петр спросил явившихся, кто они и как он должен поступить в том случай, если продавцы запросят за иконы целые мешки с деньгами. Апостолы повелели при покупке икон мешки с деньгами держать за пазухой и давать за иконы «9 серебряных, а 10-ю злата», прибавив к этому, чтобы он купленные иконы снес к епископу и сообщил ему их повеление об устройстве на месте явления церкви, посвященной имени первоверховных апостолов. В знак же истинности своих слов сослался бы на иконы и мешки с деньгами и делал все то, что прикажет епископ. Сказав это, они стали невидимы.

Блаженный Петр пробыл в молитве до утра на месте, где явились ему апостолы. Потом нашел в городе у иконописца три указанные иконы, выменял и понес их епископу. В ту же ночь святителю Игнатию явились апостолы и приказали построить в их имя храм. Устрашенный тоном приказания и видом их, Игнатий утром пригласил к себе князя – тогда был князем сын мученика Василька Борис – и, рассказав ему о видении, говорил: «Не знаю что делать? Недоумеваю, где строить храм?» Но разговор их был прерван неожиданным появлением Петра, шедшего к дому епископа с иконами, от которых исходил чрезвычайно яркий свет, видимый только князем и епископом.

Войдя в комнату, Петр поставил иконы на подобающее место, поклонился князю и епископу и рассказал о бывшем ему ночью явлении апостолов, подтверждая свой рассказ указанием на мешки с деньгами. Выслушав этот рассказ, князь и епископ, пораженные чудным иконным письмом. Епископ и князь были поражены изумлением, откуда мог взять Петр иностранец такие прекрасные иконы, тогда как в городе на то время не было иконописца?

С благоговением поклонились они святым иконам, которые затем отнесены были за литургию в соборную церковь. Отсюда, после молебна Пресвятой Богородице, святому великомученику Димитрию и святителю Николаю, иконы в сопровождении епископа, ростовского князя и жителей всего города крестных ходом принесены были на место явления Петру святых апостолов. Здесь, при молебном пении, по повелению князя, «людие клеть (храмину) соградиша», в эту часовню и поставили иконы.

Возвращаясь назад, князь, между прочим, сказал Петру: «Владыка построит тебе церковь, а если я не дам тебе места, что ты тогда будешь делать?» Петр отвечал: «Если Бог изволить и владыка повелит, я куплю у тебя земли столько, сколько твоя милость отделит мне». Князь стал размышлять, про себя, сколько бы ему отделить земли, и потом, как бы в шутку, спросил Петра: «Расплатишься ли ты за землю так же, как и за иконы, кладя по моей земле 9 монет серебряных, а 10-ю золотую?» Петр сказал, что он, предварительно спросит об этом владыку и, если тот велит, расплатится именно так, как хочет того князь.

Придя к святителю Игнатию, он сообщил ему требование князя. Святитель, напомнил ему евангельское изречение: «просящему у тебя дай», и, укрепив его верою на помощь свыше, убедил расплатиться согласно желанию князя. Отмерено было большое пространство для постройки церкви и, по требование Петра, вырыт был ров для обмежевания земли. Затем, начав от озера, Петр стал класть из мешков по дну рва девять серебряных монет, а десятую золотую, причем в продолжение кладки по всему рву деньги в мешках не убывали, к ужасу всех присутствующих. Князь принял деньги с благоговением, видя в этом благословение апостольское, и после в благодарность за то, дал грамоты, по которым во владения церкви отошло много земли по берегу озера, много лесов и полей, которые потом были застроены и заселены.

На отведенном месте был построен храм святых апостолов и при нем основался монастырь иноков.

Помощь через века

После чуда с деньгами Петру начали оказывать в городе необыкновенные почести, так что он вынужден был уклоняться от них и жить в уединении.

Такая внезапная перемена в образе жизни и характере царевича дала повод епископу и князю думать, не скучает ли он по своим родным и не хочет ли он возвратиться в Орду? В виду этого они уговорили его жениться, а невестой ему выбрали дочь одного вельможи, жившего в Ростове. Владыка сам венчал их в соборной церкви и, согласно заповеди апостольской, устроил и освятил ему церковь.

Тогда же возникла дружба между ордынским царевичем Петром и Борисом, князем Ростовским. В «Сказании…» говорится: «любяше князь Петра, яко и хлеба без него не ясти». Архиепископ Игнатий, преемник святителя Кирилла, публично под сводами церкви объявил их назваными братьями. Дети Бориса, юные княжичи, называли Петра дядей. Князь Борис выбирал для Петра жену, дочь виднейшего ростовского вельможи. Петр имел многочисленное потомство, став родоначальником русского рода Чириковых, дворян Русского царства и Российской империи.

Петр пережил святого Игнатия и князя и имел детей. Потеряв незадолго до кончины свою супругу, он принял иночество, и в глубокой старости скончался в 1290 году, и был погребен в основанном им монастыре. При гробе его совершались и теперь совершаются исцеления с верою просящим у него помощи.

Дети князя любили святого Петра и звали его, как мы ранее заметили, дядей. Но внуки его совершенно забыли о тех узах духовного родства, которые существовали между святым Петром и их дедом. Они стали отнимать у сына Петра, Лазаря, луга и «украины земли», так что он должен был идти в Орду с жалобой на своеволие князевых внуков.

Поэтому случаю в Ростов был прислан из Орды посол, который рассмотрев дело Лазаря, нашел его жалобу вполне справедливой и, запретив оскорблять сына Петра, дал грамоту за золотою печатью. Правнуки князя Бориса Васильевича тоже начали было оспаривать у внука Петра, Юрия, право ловить в озере рыбу на том основании, что дед его взял грамоты на место под монастырем, а не на озеро. Юрий отправился в Орду с жалобой и назвался там родственником хана. Хан послал в Ростов вместе с ним посла, который, исследовав предварительно подлинность грамот Юрия, объявил правнукам князя Бориса, что если они считают воду своей, то пусть ее снимут с земли Юрия. Когда же те сказали, что это сделать невозможно, ордынский посол присудил, по земле, и воду Юрию.

При правнуке святого Петра, Игнатии, случилось нашествие на Ростов татарского хана Ахмыла, разорившего по пути Ярославль. Ростовские князья, услышав о прибытии грозного врага, бежали. Их примеру последовал, было и ростовский епископ Прохор. Но Игнатий догнал его и заставил вернуться назад и выйти вместе с ним на встречу Ахмылу. Взяв с собой своих соколов, шубы и другие подарки, Игнатий, в сопровождении крестного хода, встретил татар на берегу озера Неро, близ монастыря, основанного святым Петром. И, преклонив колена пред Ахмылом, объяснил ему, что он происходить от древнего ханского рода, что это место царское, купленное прадедом его и что здесь совершаются чудеса. При этом епископ Прохор исцелил сына Ахмылова, занемогшего под Ярославлем, дав ему отпить освященной воды и осенив святым крестом.

Обрадованный таким чудом, Ахмыл прославил Бога, принял от Игнатия «тешь царскую», благодарил епископа, подарив ему «40 литр серебра и 30 литр его клиру». Таким образом, благодаря потомку преподобного Петра, Ростов был спасен от вторичного разорения.

«…из мрака языческаго во свет»

Этим последним событием, заканчивающим полные списки жития преподобного Петра царевича, исчерпываются все исторические известия о первоначальном существовании ростовского Петровского монастыря. «Что было с монастырем после нашествия Ахмыла и при каких исторических условиях существовал он в течение следующих трех столетий –- об этом нельзя сказать что-нибудь достоверное, ибо имевшиеся некогда в монастыре документы, как, то: жалованные грамоты, акты и др., не дошли до нашего времени. Краткие же исторические записки, служащие для занесения почему-либо замечательных событий, к сожалению, начинаются лишь с нынешнего столетия», писал еще в 1912 году . иеромонах Валентин Ляхотский.

«Ростовский Петровский монастырь принадлежит к числу наиболее древних монастырей в России, – пишет иеромонах Валентин Ляхоткий. – Он находится в одной версте от г. Ростова, Ярославской губернии, почти на самом берегу озера Неро. Местность, окружающая монастырь, представляет собою низменную равнину, окаймленную с правой стороны озером, а с левой – лесом. В весеннее время эта низменность вблизи монастыря на значительное пространство затопляется разливом озера и вытекающей из него реки Вексы, что придает монастырским окрестностям довольно живописный вид. Около монастыря приютилась небольшая слободка, именуемая Петровской».

Монастырская соборная церковь во имя святых апостолов Петра и Павла была построена здесь через несколько веков после основания монастыря, в 1684 году на месте деревянного храма, сооруженного основателем обители, мощи которого почивают под спудом в приделе, посвященном его памяти, в серебряной раке, устроенной в 1803 году.  Внизу под теплой церковью прежде помещались подпалы и кладовые, а теперь трапезная и кухня. На внешних стенах как соборной, так и теплой церкви имеется по нескольку живописных изображений, содержанием которых служат события из новозаветной истории и жизни преподобного Петра.

О последующих трех столетияхобители не сохранилось каких-либо достоверных известий. В 1608 году обитель была разорена и сожжена литовцами и русскими изменниками. Монастырь в 1928 году закрыли, братия была переведена в Авраамиев монастырь. До 1933 года в целости пребывали: Петро-Павловский Собор (1684 года постройки), зимняя церковь Похвалы Пресвятой Богородицы (1696 г.), братский корпус (1805 г.), колокольня, четыре угловые башни и стены монастыря (XIX век). Все постройки из кирпича.

В 1933 – 34 годах были разобраны Петро-Повловский Собор, колокольня и стены обители. Башни, братский корпус и церковь Похвалы Богородицы были использованы под жилье. В церкви потом был пивзавод и другие производства. Последний «хозяин» – ООО «Ростовагропромэнерго» обанкротился в 2004 году. Остались дренажные канавы со стоялой водой и множество мусора и помоек. И мало кто знал, что здесь –- монастырь с более чем 700–летней историей.

В апреле – мае 2005 года на средства благотворителей были выкуплены административно-хозяйственные постройки предприятия-банкрота и первый этаж братского корпуса. А уже 13 июля 2005 года в трапезной части уцелевшего здания церкви Похвалы Богородицы архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом  была совершена первая, за более чем 70 лет Божественная Литургия, положившая начало регулярному богослужению в возрождающейся обители.

Почитание Петра как святого началось сразу же после его смерти примерно в 1290 – 1291 году.

Официально он был причислен к лику святых на Соборе 1547 года при митрополите Макарии. Одно время местная память святому Петру творилась 29 июня, но затем закрепилась память 30 июня, по новому стилю – 13 июля.

Сохранилось несколько списков житий («сказаний») о «блаженном» Петре, древнейший из которых, по мнению В. О. Ключевского, относится к началу XIV века.

И в тропаре, и в молитве святому Петру царевичу Ордынскому все отсылает к непростой истории его жизни. Церковь славит в нем человека, пришедшего к христовой вере из тьмы язычества. Человека, отказавшегося от богатой и сытой жизни неверного ради простой и вовсе не роскошной жизни во Христе.

«Отечества своего, блаженне Петре, удалився, и богомерзкую веру отнюд возненавидев, от тьмы во свет пришел еси и вселился еси во славный и многонародный град Ростов, в немже житие честно пожив, церковь во имя святых апостол Петра и Павла воздвигл еси Христовою благодатию, и сию чудными иконами, яко невесту, украсив, святителя же, и князя, и вся люди житием своим удивил еси, темже и по смерти твоей Христос даром чудес обогати тя. Поминай нас, чтущих пресветлую память твою, преподобне отче Петре, и моли Христа Бога спастися душам нашим», – говорится в тропаре.

Наполнена историческими мотивами и молитва к преподобному Петру, ростовскому чудотворцу.

«О преподобне Петре царевиче, Ростовский чудотворче! Якоже из мрака языческаго во свет евангельскаго учения Господь тя призва, тако умоли Его, да и нас по неизреченной Своей благости и человеколюбию измет всесильною Своею десницею из тьмы греховныя и осияет сердца наша к деланию Его Божественных заповедей. Якоже ты, избег мятежа мирских волнений, во ангелоподобное безпечальное житие сподобился еси достигнути, тако сподоби и нам, грешным, моря сего, влаемаго страстьми, пучину безмятежно преплыти, имея тя, отче, кормчаго о Господе нашем, и достигнути чистым покаянием ко пристанищу спасения вечнаго. И якоже имел еси споспешников тебе, верховных апостолов Петра и Павла, в созидании обители, так и подвигни их умилосердитися и о нас, недостойных, и даровати нам от сугубыя апостольския благости дерзновение ко Христу Богу. Веруем бо, яко аще мощи твоя святыя и сокровенны в земли, но ты царствуеши со избранными Божиими на небеси. Исходатайствуй убо, да и нам, грешным, молитвами твоими отверзется дверь Царствия Небеснаго в безконечныя веки. Аминь».

Подготовил Александр ОКОНИШНИКОВ, «ЧЕСТНОЕ СЛОВО»

guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x