Колонка редактора

Катится, катится…

Самокаты я помню с детства. В середине 1950-х простая, но ладно скроенная конструкция из досок с двумя колесиками из подшипников (впереди – побольше, сзади – маленькое) была предметом гордости для одних пацанов и предметом зависти – для других. Мы и подумать не могли, что уже к тому времени история самоката насчитывает несколько веков и даже самые умные из окружавших нас взрослых не могли представить, что через несколько десятилетий самокаты станут изделиями высоких технологий

Но сначала – о грустном. На минувшей неделе, 10 июня, в Новосибирске было возбуждено первое уголовное дело после наезда электросамоката на ребенка. Мужчина на электросамокате сбил шестилетнего ребенка в Центральном парке Новосибирска еще 9 мая. Ребенок гулял вместе с родителями, передвигался на обычном самокате и тут-то в него врезался взрослый дядя. С переломом большой берцовой кости со смещением ребенка доставили в НИИТО, где его пришлось оперировать. «Мужчина после наезда скрылся с места происшествия», – рассказали в Следственном управлении СКР по Новосибирской области.

Одновременно Следственное управление начало проверку по факту «бесконтрольного массового предоставления в аренду для передвижения электросамокатов гражданам». С последней проверкой, как мне кажется, припозднились. Фактов наезда электросамокатов на пешеходов в Новосибирске уже более чем достаточно.

…Отметим, что до того, как два этих слова – «электро» и «самокат» – не соединились, никаких особых проблем эти средства передвижения людям не доставляли. Более того –- даже с появлением электросамокатов больших проблем они для пешеходов тоже не создавали. У каждого электросамоката был владелец, отвечавший за безопасность передвижения. Проблемы появились тогда, когда стали развиваться современные высокие технологии –- кьюар-коды, мобильная связь, системы накопления и хранения больших баз данных, производство небольших, но мощных аккумуляторов. Все это вместе взятое и породило множество проблем…

Сам самокат впервые был изготовлен еще в 1761 году в Германии каретным мастером Михаэлем Касслером. В те времена деревянный брус крепился на два колеса и с трудом поддавался управлению. По другой версии, самокат создал немецкий изобретатель Карл фон Дрез в 1817 году и усовершенствовал его в 1820 году, сделав управляемым переднее колесо. Такие самокаты приобрели популярность во Франции и Англии.

В 1819 году английский изобретатель Д. Джонсон запатентовал улучшенную версию самоката. Рама была сделана из дерева, как и колёса. Вместо шин были жёсткие металлические обода, а тормоз отсутствовал. Передняя вилка также была из железа, как и детали, на которых располагались сиденье и подлокотник. Диаметр колёс составлял 76,2 сантиметра, а весил такой самокат около 30 килограммов. Способ передвижения был похож на популярный сейчас детский беговел – нужно было отталкиваться от земли двумя ногами поочерёдно. В 1985 году Стив Патмонт изобретает самокат на электрической тяге.

Россия в этом деле тоже не была в стороне. В конце XVIII века мастер Нижнетагильского завода Артамонов изобретает первый в России железный самокат с маленькими колёсами сзади и большим передним колесом. Вряд ли с комфортом, но Артамонов смог доехать на нем от Урала до Петербурга.

Долгое время в СССР самокат относился к категории детских развлечений. До тех пор, пока в 1973 году не появилась сенсационная статья о создании взрослого самоката. Сергей Лундовский занизил платформу до 30 мм, что добавило устойчивости, оснастил его багажником и одним толчком ноги переносился на 50 метров!

С тех пор появились трюковые самокаты, дёрт-самокаты для катания по гравийным дорожкам, спускам и дёрт-паркам с трамплинами, сноу-самокаты – для катания по снегу и горнолыжным спускам, футбайки, в конструкции которых используются велосипедные компоненты. Венцом стало появление электросамоката.

В сентябре 2017 года тротуары города Санта-Моника в Калифорнии оказались переполнены компактными электросамокатами. Сама идея новой не была: потребитель давно познакомился с сервисами аренды самокатов, особенно в крупных городах. Но компания Bird сделала прокат настолько дешевым, что этому невозможно было сопротивляться.

Затем другая компания Lime выгрузила собственные самокаты на улицы Сан-Франциско. Конкуренция подогрела стремительное развитие индустрии проката, что привлекло внимание инвесторов. Так, в 2018 году венчурные фирмы и крупные компании вкачали в прокаты самокатов более миллиарда долларов.

Принцип проката был таков: необходимо скачать приложение компании, отсканировать QR-код на самокате, чтобы разблокировать его. В начале поездки списывается один доллар, далее 15 центов за каждую минуту. Первым отечественным сервисом проката электросамокатов стал «Делимобиль».

Производят электросамокаты с учетом возраста пользователей. Самокат для детей оснащен двигателем, мощностью 150 Вт, развивает скорость до 25 километров в час и выдерживает весовую нагрузку до 70 кг. Модели самокатов для взрослых оснащаются двигателем, мощностью 250 Вт, с предельной скоростью до 35 километров час.

Прокат электросамокатов стал стремительно завоевывать мир. А в 2001 году американец Джим Делзер стал первым человеком, пересекшим США на самокате. Маршрут был закончен за 35 дней. И одновременно появление сервисов по прокату электросамокатов привело к законодательной сумятице.

Питер Минтон ехал на электросамокате по бульвару Рокавей-бич, когда его остановил полицейский, выписал штраф и дал повестку в суд. Причина? 16-летний подросток управлял транспортным средством, не имея водительского удостоверения. Произошло это еще в июле 1939 года. С тех пор прошло много десятилетий, но до сих пор новое транспортное средство вызывает вопросы: как регулировать эту индустрию, каким правилам дорожного движения подчиняются самокаты? Чтобы арендовать самокат, нужны ли водительские права?

Электросамокаты многим пришлись не по душе. В 2019 году сопротивление достигло пика, и перешло грань вандализма. Чего только самокаты не пережили: их поджигали, ломали, воровали. Один мужчина в США даже утопил 60 единиц двухколесного транспорта в озере! Поддаваясь давлению, города и страны постепенно вводили законы, которые регулировали передвижение на арендуемых самокатах или вовсе его запрещали. Но тут –- в связи с пандемией коронавируса –- у самокатов появился неожиданный «плюс» – этот вид транспорта позволяет добираться до работы с сохранением социальной дистанции. А поскольку коронавирус – это, похоже, всерьез и надолго – аргумент оказывается не таким уж пустячным.

Среди сибирских городов первым пример регулирования проката электросамокатов продемонстрировал Томск. Сервис краткосрочной аренды электросамокатов Whoosh ограничил скорость в большинстве скверов и парков Томска. В «медленных» зонах скорость передвижения теперь не будет превышать 15 километров в час.

Этот сервис появился в Томске только в апреле нынешнего года, и до конца октября в городе планируется предоставлять в аренду около 800 самокатов. Теперь, когда электросамокат попадает в Томске в «медленную» зону, его скорость будет автоматически плавно снижаться. Увеличить ее самостоятельно  невозможно. И это еще одна из возможностей современных высоких технологий.

В Новосибирске городские власти (и это давно известно) оказались не так мобильны. Только на минувшей неделе (аккурат после решения о доследственной проверке бесконтрольнго предоставления в аренду самокатов) заявили о том, что рассчитывают в ближайшее время все-таки подписать с компаниями, организующими прокат электросамокатов, документ, регулирующий движение на этих средствах передвижения.

Документ может быть подписан в ближайшее время с компаниями Whoosh (проект менеджеров авиакомпании S7) и Urent. Соглашением предусматривается, в частности, запрет движения самокатов на территории парков за исключением велодорожек, при этом скорость ограничивается до 10 километров в час.

Ограничение скоростного режима до 15 километров предусмотрено на улицах с интенсивным движением, до 20 километров – на тротуарах общего пользования, во дворах и жилых зонах, до 25 километров – — на велодорожках и специально предназначенной для велосипедов и самокатов инфраструктуре.

Также не допускается размещение самокатов на территориях скверов и парков, на проезжей части, автопарковках и других объектах транспортной инфраструктуры. Также нельзя будет размещать самокаты на газонах, тротуарах, если оставшаяся часть ширины тротуара будет составлять менее 2,25 метра, а также ближе пяти метров до остановок общественного транспорта, ближе 15 метров до входов в станции метрополитена.

«Особенно выделена территория объекта культурного наследия «Монумент Славы» и прилегающего к нему Сквера Славы – центр парка будет закрыт для проезда. Двигаться на самокатах можно будет только по периметру», – отметил мэр Новосибирска А. Локоть. Тут, правда, стоило бы еще подумать о создании специальной дорожной инфраструктуры для самокатов. Например, в новосибирском Академгородке еще с середины 1950-х годов вдоль тротуаров были выстроены велодорожки, которые сегодня используют для самокатов. А сами самокаты в Новосибирске называют «светлячками». Мощная фара делает передвижение самоката вечерами еще и очень красивым.

…Так или иначе, проблема проката электросамокатов в Новосибирске начинает хоть как-то разрешаться. Вот и ладно. Как говорят некоторые дамы, лучше поздно, чем никому…

А вот другое «поздно» исправить, скорее всего, уже не удастся. Разгляди в свое время новосибирский бизнес потенциал производства электросамокатов –- можно было бы занять на этом рынке немалую нишу. Как раз под Новосибирском уже давно было создано единственное в России крупносерийное производство литий-ионных аккумуляторов, завод «Лиотех». Создан был «Лиотех» пополам с Китаем, но, к сожалению, с отечественной стороны совладельцем выступила корпорация «Роснано» времен А. Чубайса. В итоге «Лиотех» пришлось банкротить, а потом заново возрождать.

Увы, такая же судьба у большинства проектов «Роснано» в Новосибирске. Стоило фирме А. Чубайса прикоснуться к компании, разрабатывавшей уникальные картриджи для печати на высотных зданиях, на воде и еще Бог знает на чем, как компания прекратила существование. Стоило «Роснано» войти в производство имплантатов из керамики для медицинских целей, как у предприятия начались огромнейшие проблемы. Эти примеры можно множить.

А между тем сочетание потенциала «Лиотеха» с возможностями новосибирских производителей программного продукта (на этом чуть не целиком специализируется «Академпарк» с десятками фирм и компаний) плюс серьезные наработки производителей разного рода электроники – и можно было бы стать лидерами в России по производству электросамокатов. Не сложилось.

Леонид КАУРДАКОВ, главный редактор газеты «ЧЕСТНОЕ СЛОВО»

guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x