Религия

Змей-искуситель – гадюка такая!

«Здравствуйте, уважаемая редакция газеты «Честное слово». Мне очень нравится читать ваши статьи, особенно на религиозные темы. Поэтому я бы хотел задать вам один интересный вопрос. В интернете искал ответ, но не так-то его просто там найти. Помогите мне разобраться мне вот в чем. Как-то зашел в православный храм и увидел там священника, у которого в руках было что-то вроде красивого посоха. Сначала я не обращал внимания, а потом мое внимание привлекло то, что было у этого посоха сверху. Я разглядел там две змеи. У меня случил некоторый диссонанс. Ведь все мы знаем с детства, что змея – это символ дьявола. Змей же Еву искусил, чтобы та съела запретное яблоко. Так почему же змея, (и даже две змеи!) на таком заметном атрибуте священника?

С уважением, Василий Иванович».

Будьте мудры, как змии

Здравствуйте, Василий. Спасибо за Ваше письмо и за интересный вопрос. Мы сполна на него ответим, а так же поговорим и о том, почему вообще сатана предстал перед Евой в образе змея? Ведь змеи должны людей настораживать и внушать страх. Почему дьявол выбрал именно это животное, а не какой-нибудь более приятное для наших глаз, и вызывающее доверие? Почему не в образе мягкой мурлыкающей кошки, верного пса, райской птички или, хотя бы, жирафа? А почему не в образе светлого Ангела? Ведь сам сатана до своего падения был когда-то красивейшим духовным созданием – херувимом по имени Светоносный (Люцифер, Эосфор, Денница). Кому проще поверить, говорящей змее или светящемуся ангелу?

Василий, позвольте сразу вас немного поправить. Праматерь человечества Ева не яблоко съела. В Священном Писании, Библии просто сказано, что она вкусила запретный плод. Что это был за плод там не уточняется. В нынешней природе аналога этому плоду нет, по причине уникальности самого древа, на котором он рос. То, что его считают в массовой культуре яблоком, видимо произошло из-за смешения в сознании людей библейского сюжета о змее и Еве и древнегреческом мифе о т. н. «яблоке раздора» – которое еще называют золотым яблоком Эриды. Этот миф не имеет никакого отношения к библейской истории. Ну, а теперь к сути вопроса.

Посох со змеями это атрибут православного епископа, том числе и патриарха. У обычных священников такого нет. Называется этот посох «патерисса» от греческого «патер» – «отец». Посох – это символ пастырской власти и знак отеческого попечения, заботы. И хорошо, когда в этом смысле посох является для его держателя не только «символом и атрибутом», но подтверждается реальными делами заботы о своей пастве. Посох как бы напоминает архиереям о главных их обязанностях: вести вверенную им паству путем спасения, сохранять единство, возвращать заблудших и отгонять от стада духовных волков. Посох увенчан крестом.

Но что же означают изогнутые змеи на архиерейском посохе, взаимно обращенные одна к другой? Традиционное толкование говорит о том, что они означают мудрость пастырской власти. В Евангелии от Матфея (10:16) Иисус Христос говорит своим ученикам: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби».

Появились такие епископские посохи в России сравнительно недавно, в XVII веке при патриархе Никоне. Заимствован этот символ с христианского Востока.

Василий, но это все символизм. Есть вопрос и поинтересней. Почему сам Иисус Христос заповедует своим ученикам быть мудрыми как змеи? Ведь, как вы справедливо заметили, в христианстве змея означает сатану. Неужели Христос предлагает брать пример с дьявола? Ничуть. Речь тут идет о реальных животных, змеях и голубях. А точнее, об их характере и образе жизни. Вот что написано об этом в издании «Святое Евангелие с толкованием святых отцов» (Синтагма, 2010):

«Он говорит: ИТАК БУДЬТЕ МУДРЫ, КАК ЗМИИ, И ПРОСТЫ, КАК ГОЛУБИ. Но апостолы могли сказать: поможет ли нам сколько-нибудь наша мудрость в таких опасностях? И можно ли иметь какую-либо мудрость нам, обуреваемым волнами? Сколько бы овца ни была мудра, но что она может сделать среди волков, и притом среди такого множества волков? Как бы ни был незлобив голубь, но что ему делать при нападении такого множества ястребов?

Да, для безсловесных тут нет никакой пользы, а для вас много. Какая же здесь требуется мудрость? Мудрость змииная! Как змий ничего не бережет, когда тело его рассекают на части, кроме головы, так и ты все отдай: и имение, и тело, и самую душу, кроме веры. Ибо вера есть глава и корень; если ты сохранишь ее, то хотя бы и все потерял, опять все приобретешь с большей славой». «Равным образом, – объясняет блаженный Феофилакт, – как змий сбрасывает с себя старую кожу, сжимаясь в какой-нибудь узкой скважине и проползая сквозь нее, так и мы должны совлекаться ветхого человека, идя тесным путем. Но как змий вместе с тем и вреден, и лукав, то Христос повелевает нам быть целыми, т. е. простыми, незлобивыми и безвредными, как голуби».

Нет никакой пользы и в мудрости, если она не соединена с незлобием. «Мудрость змииная заповедана нам, – говорит преподобная Синклитикия, – чтобы не скрывалась от нас хитрость диавола, ибо подобное легко познается из подобного. А незлобие голубя внушает нам чистоту в делах наших».

Христос Спаситель, конечно, внушал апостолам не то, чтобы они старались с искусством змия вредить своим врагам, а то, чтобы без особенной нужды не подвергали себя опасностям, потому что их жизнь нужна была для спасения других.

Так и поступали апостолы. Святой Павел рад был умереть, чтобы со Христом быть, но видел, что его жизнь нужна для верующих и не раз с успехом защищал себя от опасностей. Нужна была эта мудрость и для того, чтобы отвечать мудрецам века сего: примером такого ответа может служить речь апостола Павла к Афинянам.

«Итак, – говорит святитель Златоуст, – не считай этих повелений неудобоисполнимыми. Господь лучше всех знает естество вещей; Он знает, что дерзость погашается не дерзостью, а кротостью. Прочитай книгу Деяния святых апостолов и увидишь, сколько раз, при восстании против них Иудеев, которые скрежетали зубами, они, подражая голубю, отвечали с кротостью и тем угашали их ярость. Когда Иудеи говорили им: «не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем?» (Деяния  5:28), то апостолы, имея власть творить безчисленные чудеса, ничего грубого им не говорили и не делали, но со всей кротостью защищались, говоря: «судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?» (Деяния 4:19).

Видишь ли голубиное незлобие? Но вот и мудрость змииная: «Мы не можем не говорить того, что видели и слышали» (Деяния 4:20). Итак, смотри, какая потребна во всем твердость для того, чтобы и в бедах не ослабеть, и не раздражаться во гневе».

Почему же дьявол принял образ змея?

А теперь к самому интересному. При чтении Писания часто возникает вопрос: почему же дьявол принял образ змея?

Действительно, образ змеи может служить неким камнем преткновения для неверующего человека. Почему человека искушает змея, ведь это простое животное? Какая связь между змеей и падшим ангелом? Наконец, если падший ангел принимает образ змеи (или использует настоящего змея в качестве своего инструмента), то почему для искушения человека им используется именно определенный подотряд этих рептилий, этих пресмыкающихся?

Исследователь Павел Знаменский пишет, что, прежде всего, нужно себе уяснить, что искушение человека дьяволом не может происходить вне Божественного ведения (знания) и допущения. Пишет о том, что Бог ограничивает искушения дьявола, ограничивает ровно настолько, насколько его может вынести человек, не утратив при этом дара свободной воли.

«Если бы дозволено сатане было нападать, сколько хочешь, то истребил бы всех, – говорит преподобный Макарий Египетский. – Супротивная сила только побуждает, а не принуждает».

«Никто не может быть прельщен дьяволом, кроме того, кто сам пожелает отдать ему согласие своей воли», – учит преподобный Иоанн Кассиан Римлянин.

«Дьявол способен предложить, но не способен навязать нам наш выбор… Мы сами выбираем грех», – подчеркивает святой Кирилл Александрийский.

Итак, дьяволу дается «власть подстрекать», но вовсе не власть обладать человеком, насилуя его волю. Для этого Бог ограничивает действия врага рода человеческого – дьявола. И первое, очень важное ограничение заключается в том, что Бог не допускает духовно незрелому человеку видеть своими глазами падших духов.

Напомним, что многим православным святым после долгих лет подвижничества была дана власть видеть падших духов, видеть не образно, а такими, какие они есть на самом деле. О таком вИдении свидетельствовал св. Серафим Саровский: «Они гнусны… как на свет ангела грешному взглянуть невозможно, так и бесов видеть ужасно, потому что они гнусны». Слово «гнусный» имеет два взаимосвязанных значения – внушающий отвращение, омерзение, а также низкий и подлый. К тому же «гнусом» называются насекомые, паразитирующие на теле человека, питающиеся его кровью. Так и бесы, будучи по своему виду мерзкими и отвратительными, несут человеку низкие страсти. Подобно гнусу, они питаются человеческим падением, паразитируют на греховной человеческой воле.

Как указывает преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, вИдение бесов могло бы способствовать умножению зла в человеческом роде: «Если бы люди постоянно видели их (демонов), то возбуждались бы к большему безрассудству, неистовству страстей, потому что не было бы промежутка времени, в который видели бы их удерживающимися от этих злодеяний, поскольку ни усталость, ни занятия домашними делами, ни забота о ежедневном пропитании не удерживают их, как иногда заставляют нас даже невольно удерживаться от дурных намерений».

Поэтому Бог ограничивает видение падших духов. Он не дает парализовать человеческую волю созерцанием изобретателей зла, чтобы человек не соблазнился и не стал грешником «по принуждению» – от воззрения на творящего зло дьявола, которого Иисус называет «отцом лжи».

Ограничивая видение падших духов, Бог в тоже время оставляет для человека искушение помыслами или образами.

По своему духовному преуспеянию первые люди могут быть отнести к новоначальным подвижникам. Они, несомненно, имели обильный благодатный опыт. Как пишет св. Силуан Афонский, «Адам… в раю знал сладость любви Божией, и потому, когда был изгнан из рая за грех и лишился любви Божией, горько страдал и с великим стоном рыдал на всю пустыню. Душа его терзалась от мысли: «любимого Бога я оскорбил». Не так жалел он о рае и красоте его, как о том, что лишился любви Божией, которая ненасытно каждую минуту влечет душу к Богу… А кто не познал Бога Духом Святым, тот не может слезно искать Его».

И, вместе с тем, духовный опыт Адама и Евы был еще не достаточен, чтобы видеть падших духов как они есть, как не был он достаточен, чтобы видеть падших духов в каком-либо устрашающем или прельщающем взор виде.

Первым людям было необходимо испытание, чтобы укрепить свою волю в добре, определиться в избрании блаженной жизни с Богом. Но это испытание не должно было быть испытанием сверх меры! Не должно было быть искушением, которое они не могли бы понести. Как указывает св. Ефрем Сирин, в таком случае их воля была бы надломлена и они имели бы извинение своему греху. Но Бог не желает греха, а лишь усовершенствования свободной воли в стремлении единения с Собой, а потому не налагает на человека испытания выше сил.

«Но, хотя испытание и было необходимо, однако же не дозволено было сатане послать для этого к Адаму какого-либо Ангела, или Серафима, или Херувима», – говорит св. Ефрем. Если бы к человеку пришел дьявол в образе ангела, то человек мог посчитать его чем-то высшим себя, а потому падение стало бы более извинительным. В таком случае зло как бы являлось человеку из неких высших ангельских сфер, могло бы заинтересовать человека своим кажущимся превосходством в сравнении с ним. И эта возможность была отведена от человека Богом.

Не дозволено было также сатане прийти к Адаму в образе человеческом. Если бы к человеку пришел дьявол в образе человека, то человек мог быть соблазнен равенством искусителя с собой. Ведь если бы дьявол в образе человека искушал первых людей, то он мог сказать им, что он уже стал бессмертным, съев плод и нарушив волю Бога.

Как не послушать единоприродное с собою существо (вспомним, что Адам послушал Еву), как не увлечься подобным себе созданием? Такое испытание стало бы испытанием сверх меры, а потому падение стало бы более извинительным. И эта возможность была отведена от человека Богом.

Даже из среды животного мира дьявол не мог взять образ по своему желанию, чтобы прельстить человека. Образ могучего или красивого животного мог также смутить воображение человека, сделав искушение более сильным. «Не пришли также к Адаму какие-либо большие или лучшие звери, каковы бегемот и левиафан, не пришли и другие звери или животные чистые, чтобы не послужило это сколько-нибудь извинением для преступивших заповедь», – говорит св. Ефрем Сирин.

Воображение человека должно было остаться нетронутым и неповрежденным. Оно должно было находиться без всякого впечатления от кажущейся красоты зла. Прекрасным человеку мог показаться плод, однако прекрасным не должен показаться искуситель… Для этого искуситель должен отождествляться с каким-то низшим природным созданием, через которое изобличится природа зла как силы, обманывающей и тянущей человека вниз, к земле, а не вверх, к Богу. Поэтому Бог допускает дьяволу принять образ змея или использовать это животное как свое орудие.

Не имея внешних данных, которые мы ценим во многих животных, змей мог иметь одно превосходство над ними – превосходство в хитрости (мудрости). Но это превосходство не было превосходством над человеком. Адам превосходил змея во всем, вообще «превосходил мудростью всех зверей, потому что поставлен был владыкою и правителем их; он был хитрее всех, потому что всем нарек имена» (св. Ефрем Сирин). И превосходство змея в хитрости над другими тварями, по мнению св. Ефрема Сирина, было известно первым людям – оно само должно было служить им предостережением!

«И змий, пришедши, не сделал никакого действительного чуда, не принял даже на себя ложного вида, но предстал в том виде, какой имел, предстал пресмыкающимся, с поникшими вниз глазами; потому что не мог взирать на сияние глаз той, которую хотел искусить» (св. Ефрем).

Таким образом, для изобличения зла Бог допускает лишь образ пресмыкающегося по земле животного, попускает использовать лишь низшее создание, указывая тем самым на зло, как низшее начало, влекущее человека к земле, в низшие образы и сферы бытия.

«Бог влечет души наши вверх, а враг – вниз, к земле; все сласти и страсти человеческие, все влечения греховные устремлены к земле; и по страстным стремлениям души к земным, так называемым, благам, или по равнодушию к ним легко узнать: к Богу или к земле душа наша привязана… Вся прелесть греха, прелесть дьявола, заключается в том, чтобы отвлечь умы и сердца христиан от неба и небесного отечества, от святости и нетления уготованных нам благ, – и привязать, приковать к земле и земным радостям, и развлечениям, к земной любви, к тлену земному» (св. Иоанн Кронштадтский).

Оправдание вместо покаяния

Василий, хотелось рассказать вам и о последствиях этого искушения для змея. Обычно все упоминают о последствиях только для Адама и Евы, о том, что они были изгнаны из рая (Эдемского сада) и стали смертными. Но, прежде чем мы поговорим о змее, ответим, все-таки, на часто возникающий у верующих и неверующих людей вопрос: за что именно Бог изгнал свое творение, Адама и Еву из Эдема? Просто ли за то, что они не послушались Его заповеди и съели этот плод? Конечно, это имело значение. Не послушались Бога, но зато послушались дьявола. Но могли ли они остаться в раю, который, собственно, и был создан именно для них? Могли! И могли остаться даже после нарушения заповеди не есть запретный плод. Что для этого было нужно? Покаяние! Искреннее раскаяние, сожаление, признание, что ошиблись, оступились, согрешили. Но только этого раскаяния не последовало. А что последовало? Оправдания.

…Кстати, не стоит думать, что наши прародители Адам и Ева были такими плохими и неразумными. Мы в жизни совершаем СТОЛЬКО зла и грехов, что Адаму и Еве и не снилось. И в жизни мы, вместо признания своих ошибок, часто, наоборот, ищем себе именно оправдания… Попытались оправдаться перед Богом, вместо того чтоб раскаяться, и они. Вот как это было. После того, как Ева и Адам нарушили заповедь:

«И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая». Видите, Василий, после нарушения заповеди Бога, у Адама и Евы случается некоторое помрачение рассудка. Во-первых, обратите внимание на выражение «во время прохлады дня». Все мы знаем только о летней вечерней и ночной прохладе. А тут у них искажается даже метеорологическое восприятие реальности. Вдруг появляется некая «прохлада дня». Но, главным образом, у них искажается восприятие Самого Бога. Они до этого знали, что Бог – Великий Абсолют, что Он сотворил и их и планету и галактику и всю Вселенную. Знали, что Он вездесущий, но почему-то вдруг начинают считать, что могут спрятаться от Него «между деревьями рая».

Читаем далее: «И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: Адам, где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал Бог: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел». Обратите внимание, не последовало никакого раскаяния в содеянном. Мы не знаем, в каких интонациях оправдывался Адам. Может, он пенял с ропотом на Самого Бога, говоря: женщина, которую Ты мне дал, вот она дала мне плод и я съел его. А может, наоборот, он хотел сказать, что доверяет Богу, а значит и Его дару – женщине. Но, в любом случае, Адам как бы складывает с себя ответственность. То же самое часто в жизни делаем и мы с вами, Василий, говоря: «а я-то тут при чем? Моя хата с краю, с меня взятки гладки».

«И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела». И Ева yt делает никакого покаяния, перекладывает ответственность за свой поступок на змея-дьявола. Знакомо вам такое, уважаемый Василий? Конечно, знакомо. И мы с вами делали так в жизни и не раз: «меня сбили с пути, обманули, я не виноват».

После того, как от Адама и Евы не последовало раскаяния, просьбы о прощении, Бог обратился к змею: «И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту».

Не испугалась змея

Итак, дьявол был снова проклят. И одним из проклятий были слова «ты будешь ходить на чреве твоем». Т.е. ползать на животе. Что же это означает? По мнению большинства авторитетных толковников, ползание змея на чреве не являлось каким-либо новым чудом, а составляло его обычное природное свойство. Но прежде это свойство не имело никакого особенного значения, – теперь же оно становится символом унижения и презрения по чувству отвращения к его носителю. Ту же в сущности мысль заключают в себе и последующие слова текста – о ядении праха земли: они дают образное выражение той же самой идеи о пресмыкании змея, поскольку оно неизбежно ведет за собой вдыхание земной пыли и соприкосновение с различными ее нечистотами. В приложении же к дьяволу эта последняя метафора указывает на унижение сатаны, уже низринутого с неба и тем самым как бы обреченного пресмыкаться по земле, питаясь здесь людскими пороками и злодеяниями, прямыми следствиями его же коварных внушений.

Однако не стоит считать змей, этих простых животных, какими-то дьявольскими существами. Нет, они такие же творения Бога, как и птицы и дельфины и ящерицы. Просто вызывают у нас отвращение и страх. Если угодно, мы на генетическом уровне «помним», что именно через такой образ дьявол искусил наших прародителей. И потому он нам неприятен.

Кстати, обратите внимание, что неприятным и враждебным образ змеи стал для нас именно после того, как в этом образе искусил первых людей сатана. До этого данная рептилия ими воспринималась вполне нейтрально и относились к змеям, как ко всякому творению Божьему. Да вспомните, хотя бы, как ко всем без исключения животным относился Ной. Он же и змей взял к себе в ковчег, спасая от потопа, он знал, что сама по себе змея – не дьявол, а творение. А как к ним относится всем нам известный зоолог, ведущий программы «В мире животных» Николай Николаевич Дроздов? Он их любит. Всех без исключения: змеи ли это, кошки, собаки, крокодилы ли. Вот и Адам с Евой так же до грехопадения относились к змеям, а не так, как мы сегодня. И, в самом деле, вообразите, идет какая-нибудь девушка и видит где-нибудь на тополе змея висит. Визг от испуга, вероятно, будет стоять на всю улицу. Но Еву змей не испугал. Еще и потому, что в Эдеме не было смерти. И змеи, соответственно, никакого не кусали, и не пугали, не было еще греха.

А то, что он заговорил с Евой и это ее не удивило… Понятно, что говорит не змей, ибо животные не имеют дара речи. Вместо змея говорит сатана (хотя Еве кажется, будто говорит именно змей). В Библии такое не считается невероятным.

Широко известен рассказ о «говорящей» ослице Валаамовой. Согласно этому рассказу, лжепророк Валаам отправился на ослице проклинать народ Божий. Господу это было неугодно. Он преградил путь Валааму ангелом. Ослица увидела Ангела и легла на землю. Валаам в страшном гневе стал бить ослицу палкой. И тогда Господь отверз уста ослицы. Вот как говорится об этом библейскjq Книга Чисел: «Ослица, увидев Ангела Господня, легла под Валаамом. И воспылал гнев Валаама, и стал он бить ослицу палкою. И отверз Господь уста ослицы, и она сказала Валааму: что я тебе сделала, что ты бьешь меня вот уже третий раз?» (Чис. 22:27-28).

Наконец, последнее. Зачем змею (сатане) все это было нужно? Не проще ли было забыть о Боге, о Его творении, уйти в оппозицию и жить во тьме внешней, командуя легионами падших духов?

А не мог он, не мог… Потому что есть такая страсть, как зависть. Иначе говоря, печаль о благе ближнего. Против этой страсти (греха) направлена 10 заповедь Божия. Поскольку завистью дьявола, как говорит Книга Премудрости, «вошла в мир смерть» (Прем. 2:24).

У свт. Амвросия Медиоланского причиной обольщения змием человека в раю становится внешняя красота последнего, его избранность Богом и предназначение к святости. Святитель пишет: «Причиной зависти стала красота человека, поселенного в раю. Поскольку сам дьявол, получив благодать, не сумел ее удержать, он преисполнился зависти к человеку за то, что тот, будучи сотворен из праха, поселился в раю и был избран. Ибо видел дьявол, что сам он, обладающий высшей природой, пал в профанное и лишенное святости состояние, тогда как человек, существо низшей природы, уповает на вечное» («О рае»).

Что в конце можно сказать и посоветовать вам, Василий и всем нам… Остерегайтесь дьявола, его козней и соблазнов. Любите ближних своих, как заповедовал Христос. И любите животных. Всех. Но и не забывайте, что мы сейчас живем не в Эдемском саду и животные бывают дикими. И ой как бывают.

Подготовил Александр ОКОНИШНИКОВ, «ЧЕСТНОЕ СЛОВО»

guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x