Религия

Дни, с двух сторон сияньем озаренные

От великого праздника Пасхи прошло 25 дней, а это значит, что сегодня, 26 мая, – середина пути. Середина пути до другого великого христианского праздника – Пятидесятницы. Из названия понятно, что отмечается он на 50-й день после Пасхи. Более известен, как Троица. А что же сегодня? А сегодня уникальный, единственный в своем роде и практически ныне неизвестный в народе праздник с необычным названием – ПреполовЕние (Преполовение Пятидесятницы, Преполовение Господне)

Остановиться на полпути. И подумать

Это малый господский праздник, отмечаемый через 25 дней после Светлого Христова Воскресения. Отмечается всеми Православными, а также восточнокатолическими церквями византийского обряда.

Древнерусский корень «полов» указывает на русское слово «половина». Это праздник половины пути от Пасхи до Пятидесятницы (Троицы).

Следует отметить, что Преполовение Пятидесятницы – это довольно древний христианский праздник. Отмечая, что ни в Апостольских правилах (правило №37), ни в деяниях Антиохийского собора (правило №20) праздник Преполовения еще не упоминается, известный русский духовный писатель Сергей Васильевич Булгаков (1859–1932) относит его установление ко временам Иоанна Златоуста (конец IV века). Наиболее раннее на сегодня упоминание о нем в богослужебной литературе зафиксировано в грузинском переводе иерусалимского Лекционария VII–VIII веков.

Песнопения, посвященные Преполовению, датируются начиная с V века (Анатолий Константинопольский). Впоследствии песнопения к этому празднику пишут Андрей Критский (VII век), Иоанн Дамаскин (VIII век) и Феофан Исповедник (IX век) – их произведения используются в богослужении и по сей день.

Вплоть до занятия Константинополя турками в 1453 году праздник Преполовения был одним из праздников Собора святой Софии – бывшего патриаршего православного собора Царьграда (Константинополь, ныне Стамбул), некогда самого большого христианского храма в мире.

Преполовение празднуется восемь дней, начиная от четвертой среды Пасхи и заканчивая средой пятой седмицы (недели). Богослужение пятого пасхального воскресенья (неделя о самарянке) совмещается с службой попразднества Преполовения. Предпразднства этот праздник не имеет.

Стоя между днем Пасхи и днем Сошествия Святого Духа (днем Св. Троицы), праздник Преполовения служит связью между этими двумя великими христианскими торжествами. Продолжая чествовать Пасху, в Преполовение Церковь напоминает и о приближении дней Сошествия Святого Духа (в 2021-м году 20 июня) и Вознесения Господня (отмечается в 40-й день по Пасхе, в 2021-м году это 10 июня).

В ознаменование «благодати Святого Духа, которую Спаситель уподобил воде, подающей жизнь жаждущим спасения», Православная церковь установила в этот день традицию крестного хода на водные источники, для малого освящения воды. Молясь в день Преполовения «о напоении всех жаждущих спасения водами благочестия», церковь совершает водосвятие – освящение воды на реках, озерах, в колодцах. В дореволюционной России жители деревень шли на поля, засеянные хлебом, где священник окроплял нивы освященной водой, а крестьяне молились о ниспослании обильного урожая.

Богослужение в этот день начинается с таких слов: «Настала середина дней, / начинающихся от спасительного воскресения, / Пятидесятницею же божественною / как печатью завершающихся; / и блистают эти дни, / с двух сторон сиянием озаренные, / и соединяющие два великих праздника, / и превозносятся, / как предвещающие наступление / славного дня вознесения Владыки». И далее: «На середине между праздниками / Твоего, Христе воскресения / и божественного пришествия Святого Твоего Духа / мы, собравшись, чудес Твоих воспеваем таинства; / ниспошли нам в эти дни великую милость!».

При этом изображение может также трактоваться как более ранний эпизод из детства Иисуса, описываемый в Евангелии от Луки (2:41-52): «Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник. Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его. Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? Но они не поняли сказанных Им слов. И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова эти в сердце Своем. Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков».

Интересна и иконография этого праздника. В иконах подчеркивается тема Преполовения как праздника Христа-Учителя. Иконописцы отражают содержание праздничного евангельского чтения от Иоанна (7:14-30): «Но в половине уже праздника вошел Иисус в храм и учил. И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись?».

На иконах Иисус изображается отроком (подростком) или юношей, сидящим посреди внимающих, слушающих Его старцев.

Известный афонский иконописец и теоретик иконописи Дионисий Фурноаграфиот пишет: «В храме Христос сидит на возвышенном седалище и в одной руке держит неразвернутый свиток, а другую протянул. По обе стороны его сидят книжники и фарисеи и, смотря друг на друга, недоумевают. За седалищем стоят Иосиф и Богородица. Она указывает ему на Христа». Отметим, что при этом фигура Христа традиционно увеличена по сравнению с ними, подчеркивая его духовное превосходство.

Три чуда у воды

Выше мы упомянули о том, что в этот день есть традиция крестных ходов к источникам для освящения воды. Следует отметить, что воскресные службы «о Расслабленном» и «о Самарянке» с которыми тесно связан праздник Преполовения, а также последняя неделя перед отданием Пасхи «о Слепом», имеют непосредственное отношение к чудотворениям, которые совершались у водных источников.

Давайте вспомним эти чудеса, совершенная Иисусом Христом.

Неделя о расслабленном (в 2021 году 23 мая) – четвертая Неделя (воскресенье) по Пасхе в Православной церкви. Название этого дня происходит по причине того, что на литургии читается Евангелие от Иоанна об исцелении Иисусом Христом расслабленного в Иерусалиме, при Овчей купели, именуемой Вифезда (Ин. 5:1-15).

«После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.

Богословский смысл чуда исцеления Иисусом Христом расслабленного из Евангельского повествования раскрывается в богослужебных текстах (в стихирах, каноне, в Синаксаре), которые звучат в этот день в Православной церкви. В них душа каждого человека сравнивается с расслабленным, а причиной болезни называются грехи, которые может исцелить и исцелит лишь один Бог – Иисус Христос. Христос исцеляет любые болезни не только телесные, но и душевные, от человека требуется лишь искреннее раскаяние в грехах и исправление, то есть не повторение их в будущем. Поскольку покаяние невозможно без исправления.

Между схождением Ангела в Овчую купель и исцелением, полученным от возмущения воды от схождения, и Христом проводятся сравнения в богослужебных текстах. Если Ангел сходил лишь раз в год и врачебную помощь получал лишь один человек, то Бог Слово своим схождения на землю через Свое Распятие и Воскресение всем людям даровал Святое Крещение, которое, по вере крещаемого, способно исцелить любого человека от болезней как душевных так и телесных.

Неделя о самарянке (в 2021 году 30 мая) – пятая неделя (воскресение) по Пасхе. Самаряне – это, конечно, не жители российского города Самары, это малочисленная этническая группа, потомки язычников, которые заселили эту землю после пленения Вавилоном израильского народа. Их религиозные представления серьезно отличались от традиционной веры иудеев.

К моменту описываемой в Библии истории иудеи и самаряне уже на протяжении нескольких веков находились во взаимной вражде и друг с другом не общались.

Иисус Христос вместе с учениками возвращался в Галилею, на север страны, через Самарию – таков был кратчайший путь. Здесь, недалеко от города Сихем у подножья горы Гаризим Иисус остановился отдохнуть у колодца Иакова. Ученики же пошли в селение, чтобы купить еды.

В этот-то момент из города за водой пришла женщина с кувшином, приспособленным, чтобы спускать его в глубокий колодец. Иисус попросил ее набрать воды для Него.

«Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: «дай Мне пить», то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала. Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение – от Иудеев. Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою. В это время пришли ученики Его и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: «чего Ты требуешь?» или: «о чем говоришь с нею?» Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? Они вышли из города и пошли к Нему. Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть? Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, ибо в этом случае справедливо изречение: «один сеет, а другой жнет». Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их. И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он – истинно Спаситель мира, Христос» (Евангелие от Иоанна 4:6-42).

Это событие и вспоминает Церковь в послепасхальные недели. И применяет к нам слова, сказанные Христом самарянке. В кондаке это отражено так: «На середине праздника законного Ты, Творец всего мира и Владыка, возглашал присутствующим, Христе Боже: «Приходите и зачерпните воды бессмертия!» Потому мы припадаем к Тебе и с верою взываем: «Даруй нам милости Твои, ибо Ты – источник жизни нашей!»

В отличие от расслабленного, дальнейшая судьба самарянки, которую звали Фотиния нам известна: она крестилась и в 66 году, при императоре Нероне, за христианскую веру приняла в Риме мучения и смерть, вместе с сыновьями Иосией и Виктором (Фотином), а также сестрами Анастасией, Параскевой, Кириакией, Фото и Фотидой. Предание говорит, что благодаря самарянке ко Христу обратилась дочь императора Нерона Домнина, также впоследствии пополнившая сонм христианских мучеников.

Неделя о Слепом (в 2021 году 6 июня) – шестая Неделя (воскресение) по Пасхе в Православной церкви. Название воскресения происходит по причине того, что в этот день на литургии читается Евангелие от Иоанна о чуде исцеления Иисусом Христом человека, рожденного слепым, глаза которого Спаситель помазал брением от Своего плюновения, а затем отправил умыться слепого в купели Силоама, после чего слепой от рождения к всеобщему удивлению стал зрячим:

«И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но [это для] [того], чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение (смешал слюну с землей – прим. «ЧС») из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим. Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни? Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я. Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза? Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел. Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю. Повели сего бывшего слепца к фарисеям. А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи. Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу. Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря. Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк. Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит? Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет. Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги. Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спросите. Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник. Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу. Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи? Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками? Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он. Человек [прозревший] сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего. Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон. Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему» (Евангелие от Иоанна 9:1-38).

Богословский смысл чуда исцеления Иисусом Христом слепорожденного из Евангельского повествования раскрывается в богослужебных текстах, которые звучат в этот день в Православной церкви. Для этого в богослужебных текстах применяется прием противопоставления или антитезы.

Слепой от рождения в результате чуда, совершенного Иисусом Христом, обрел зрение не только телесное, но и духовное – он уверовал в то, что Христос это великий пророк и Сын Божий. А фарисеи, телесно зрячие от рождения, ослепли от своей злобы духовными очами. Они продолжали клеветать на Христа, называя Его грешным человеком, не веря в величайшее чудо: исцеления слепорожденного, и негодуя по поводу того, что Иисус сотворил чудо в субботу. В субботу у иудеев нельзя было совершать никакой работы.

Кроме того, в богослужебных текстах все время проповедуется следующая мысль: от грехов люди становятся духовно слепыми, и для того чтобы прозреть необходимо обращение в молитве к истинному врачу и истинному свету – Иисусу Христу.

«Верующий в Меня не будет жаждать никогда»

В последней части нашей статьи предлагаем вашему вниманию речь, сказанную митрополитом Макарием (Булгаковым) на Преполовение Пятидесятницы, в Предтеченской церкви архиерейского дома 16 апреля 1858 года:

«В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей» (От Иоанна 7:37). Не о телесной жажде говорил Христос и не о чувственной воде. Нет, Он говорил о жажде душ наших и о благодати Святого Духа, «Которого хотели принять верующие в Него» (Иоанн. 7, 39). Так, братья мои, кроме телесной жажды, есть в нас и жажда духовная, и сколько для тела необходимы пища, питие, воздух, столько для души необходима благодать, которая одна служит для нее и пищей, и питием, и воздухом, заменяет все жизненные стихии.

Как утолять телесную жажду, все мы знаем; но как утолять жажду нашей души, как напоять душу водами Святого Духа, едва ли знаем все. А потому речь об этом и ныне, когда каждый из нас взывает с Церковью ко Господу: «преполовившуся празднику, жаждущую мою душу благочестия напои водами», без сомнения, не будет излишне.

С того времени, как мы родились водою и духом, облеклись во Христа и получили право именовать Бога своим Отцем (т. е. когда крестились – прим. «ЧС»), самое удобное и общедоступное средство для утоления нашей духовной жажды есть молитва к нашему Отцу небесному. «Если вы, будучи злы», сказал Спаситель, «умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него» (Луки  11: 13). «Просите» только с верою и в силу заслуг Иисуса Христа, «и дастся вам» (Луки  11: 9).

Если в чем может отказать нам Отец небесный: то в благодати Духа Святаго, необходимой для нашего вечного спасения, не откажет никогда. Каждый день мы утоляем жажду нашего тела и не раз, а несколько раз: каждый день и несколько раз мы можем и должны утолять жажду души нашей чрез усердную молитву к Богу о ниспослании нам даров благодати.

Другое, не менее удобное, средство для той же цели есть чтение Слова Божия (т. е. Библии, особенно, и в первую очередь Нового Завета Библии, который начинается с Евангелия – прим. «ЧС»). Священные книги наши написаны людьми – пророками и апостолами, но написаны по вдохновению Духа Святаго. Потому слова, изложенные в этих книгах, «суть дух и жизнь» (Иоан. 6: 63). И читая их с живой верой, усвояя их, мы естественно исполняемся Духом, освежаемся веянием Его благодати.

Если о всяком слове, исходящем из уст Божиих, по свидетельству Спасителя, жив будет человек (Матф.  4: 4): то тем более бесчисленное множество слов Божиих, соединенных для нас в Божественном откровении, в состоянии всегда и напитать, и напоить, и оживотворить наши души. Чтением Священного Писания (Библии) для утоления нашей духовной жажды мы можем пользоваться так же часто и ежедневно, как и молитвой к Богу.

Есть и еще средство важнейшее и чрезвычайное, для утоления всего нашего существа: это приобщение святейшему и животворящему таинству евхаристии. «Едящий Мою Плоть», сказал Господь, «и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» (Иоанн. 6:54-55). (Евхаристия – церковное Таинство (называемое еще Причастием, Причащением), когда хлеб и вино становятся Плотью и Кровью Иисуса Христа – прим. «ЧС»).

Вкушая плоть и кровь нашего Спасителя, который и Сам исполнен благодати (Иоанн.  1:14) – и стяжал ее Своими заслугами для нас, мы вкушаем из самого источника благодати и «от полноты Его все мы приняли» даже «и благодать на благодать» (Иоанн.  1:16).

Этим чрезвычайным средством для напоения себя водами благочестия мы не можем пользоваться так постоянно, как молитвой и чтением Слова Божия: потому что таинство евхаристии требует всегда с нашей стороны достойного, предварительного приготовления. Но мы должны заботиться о том, чтобы, как можно чаще, приготовлять себя к святейшему таинству и напояться чрез него струями небесной жизни.

Наконец, к числу средств для утоления нашей духовной жажды надобно отнести и вкушение от воды естественной, но освященной посредством священнодействия Церкви, какое будет совершаться и ныне. Вся Церковь будет молиться Отцу небесному, чтобы Он освятил естество вод сошествием Святого Духа, и чрез погружение в воду св. животворящого креста, которым стяжал для нас Христос все духовные дарования, вода действительно освятится благодатью. А потому кто будет вкушать с верою от этой освященной воды, тот, утоляя свою телесную жажду естественною водою, невидимо будет напоять вместе и свою душу благодатью Святого Духа, как бы соединившеюся с водою.

Таким образом, братья, мы отнюдь не в праве жаловаться, чтобы у нас мало было средств к утолению нашей духовной жажды, или чтобы они были малодоступны: почти всеми ими мы можем пользоваться постоянно. Только будем помнить, что при этом с нашей стороны всегда необходимо одно существенное условие – живая вера. Молимся ли мы Отцу небесному о даровании нам Святого Духа, читаем ли Слово Божие (Библию), приступаем ли к таинству евхаристии, вкушаем ли от воды освященной, – мы непременно должны быть верующими: только вера отверзает нашу душу для принятия благодатных влияний Святого Духа, а без веры она остается как бы заключенною. В этом-то смысле и сказал Спаситель: «Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Иоанн. 6:35).

Подготовил Александр ОКОНИШНИКОВ, «ЧЕСТНОЕ СЛОВО»

guest
1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Марина
Марина
3 месяцев назад

Как всегда очень интересно и очень много!

1
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x