Здоровье, Религия

– Ну ты че? – Я ниче, а ты че?

Зависимость от смартфона пока не входит в международную классификацию болезней, но нездоровая привязанность к электронным устройствам, гаджетам, и страх остаться без телефона становятся сегодня реальной угрозой психологическому состоянию человека. О последствиях чрезмерного увлечения смартфонами и о том, как уберечь себя от этой страсти друг нашей газеты журналист Дмитрий Кокоулин побеседовал с православным психологом, теологом, руководителем службы социально-психологической помощи «Содействие» Николаем Соколовым. Дмитрий Кокоулин любезно предоставил это интервью «Честному слову». Мы приводим запись беседы полностью, но периодически будем вставлять в него и некоторые свои соображения, выделенные курсивом

Где мой мобильник?!

– Николай Николаевич, насколько серьезна сегодня проблема зависимости от телефонов?

Православный телефон доверия «Содействие»

– Симптомы, которые испытывает человек при временном ограничении доступа к своему смартфону или планшету очень похожи на клинические симптомы зависимых состояний. Это непреодолимая тяга к предмету своего вожделения, ухудшение настроения, если не удается получить желаемое, и наоборот, – чувство эйфории при удовлетворении своего желания. Также замечено, что обладатели смартфонов испытывают страх перед его потерей или временным расставанием. Еще лет 15-20 назад мы едва ли слышали о таких расстройствах. А сегодня практически у каждого взрослого человека на планете в кармане или в сумочке лежит маленький гаджет, который меняет жизнь человека и отнимает огромное количество времени. По статистике у каждого седьмого человека в развитых странах в той или иной мере обнаруживаются признаки информационной зависимости или номофобии, – страха остаться без телефона.

…Мы полностью согласны с психологом Николаем Соколовым. Но от себя добавим, что мобильник стал частью нашей жизни и сегодня многим необходим. К тому же, выросло уже целое поколение, которое родилось тогда, когда мобильные телефоны стали активно использоваться простыми людьми. Как когда-то неотъемлемой частью жизни стало радио, телевидение, домашние телефоны, а потом и интернет. Вспомним слова почтальона Печкина из мультфильма, который сказал: «Сейчас главное украшение новогоднего стола, что? Телевизор». Как раньше было трудно себе представить Новый год без телевизора, так и сейчас человека без мобильника.

Мобильный телефон дал возможность человеку практически всегда оставаться на связи, идентифицировать свою личность и даже расплачиваться, заменив пластиковую карту и кошелек. Мы привыкли, что, где бы человек не находился, до него практически всегда можно дозвониться. И если еще лет 30 назад фраза, сказанная по телефону: «привет, ты где?» звучала, мягко говоря, очень странно, то сегодня она вполне естественна. И когда, например, до близкого человека невозможно долгое время дозвониться, то звонящий вполне справедливо начинает испытывать за него тревогу. А страх потерять мобильник может быть вызван и страхом за тревогу и беспокойство тех, кто не сможет выйти с ним на связь. Отнесем вышеописанное к страхам и беспокойствам вполне естественным.

А к неестественным, т.е. именно к тем, о которых говорит православный психолог… Здесь стоит вспомнить

М. Н. Задорнов

случай, который однажды произошел с сатириком Михаилом Задорновым. «Стою я как-то у лифта в многоэтажке, – рассказывал Михаил Николаевич. – Ехать мне на последний этаж. Рядом стоит молоденький перец. А лифт тоже, видимо, ехал с последнего этажа. Стоим, ждем. Тут у паренька сначала от нечего делать одна нога ходуном заходила, потом вторая. Потом руки задергались. Ну, правильно, голова-то пустая. Это нам с вами есть о чем подумать в ожидании лифта. Тут он достает из кармана мобильник. Я пересилил свою интеллигентность и стал смотреть через плечо, что же он там такого срочного собрался написать, что аж стоять на месте спокойно не может? Пишет своему другу СМС… Готовы? Наберите воздуха в грудь… Он пишет: «Ну ты че?». Через несколько секунд булькнул ответ: «Я ниче, а ты че?».

Именно о таких «клинических симптомах зависимых состояний» и говорит Н. Соколов…

– Какие последствия могут наступить от злоупотребления смартфоном?

– Ко мне на психологическое консультирование приходят пациенты с различными жизненными проблемами и психологическими расстройствами. И когда начинаешь прояснять вопросы, связанные с укладом жизни, распорядком дня, устойчивыми привычками, то во многих случаях получается интересная картина. Около 46 процентов опрошенных от 18 до 30 лет засыпают в руках со смартфоном или планшетом. Но еще у большего количества людей с первых минут пробуждения рука сразу тянется к телефону. Поэтому не удивительно, что человек при таком образе жизни теряет внимательное отношение к себе, он не обращает внимание не только на свои чувства, переживания, но и не замечает свое окружение, близких и родных. Зависимый становится менее чутким и открытым, он теряет способность присутствовать в реальной жизни. В ряде публикаций отмечено, что любители «зависать» на политических новостях становятся более агрессивными, раздражительными.

…И это истинная правда. Сейчас политикой волей-неволей интересуются очень многие. Особенно интерес к ней возрос после государственного переворота 2014 года на Украине, когда поклонники откровенных фашистов захватили там власть и стали притеснять людей за русский язык. Потом было воссоединение с Крымом, потом мировая обструкция России со стороны стран так называемого коллективного запада, санкции и т. д.

Конечно тут станешь интересоваться политикой и следить за последними новостями, ведь ситуация в мире меняется ежедневно. Возникает не только привычка смотреть или читать политические новости или ток-шоу, но и участвовать в интернет-дискуссиях. А там все, как в жизни. На политических шоу люди собачатся, не уступает и интернет. Только если в телевизоре гостей студии хоть как-то может модерировать ведущий, то в сети… А ведь в ней еще и нет цензуры. Высказался кто-то один крепко, и полетела, как сейчас модно говорить – «ответочка» по всем правилам информационной войны. И выплескивается эта война с мониторов компьютеров и смартфонов в реальную жизнь. Если человек с утра пораньше набрался негатива по полной программе, сможет ли он в реальной жизни не раздражаться? Очень сомневаемся.

Кто-то может нам возразить: так что же? «Кац предлагает сдаться?» и дать полную свободу действий профессиональным троллям, которые и вовсе загрязнят наше информационное пространство? Нет. Но во всем нужно знать меру. И эту меру, как и манеру поведения, нужно в себе воспитывать. Но многие слабы духом и тренировать ее не в состоянии. Как же быть? Значит нужно какое-то время «попоститься» от социальных сетей и политических пабликов, как в дни Великого поста многие постятся от мяса… Ради чего? Ради себя и своих ближних. И своим нервам, своей душе не вредить. И не срываться на близких людях…

– У хронических инстаграмщиков, – продолжает Н. Соколов, – возникают признаки невротических состояний: необъяснимое чувство тревоги, возможны панические атаки, состояния полной апатии и безразличия. Недавно я познакомился с одним исследованием, в котором зарубежные психологи выяснили, что в среднем, человек проверяет свой смартфон около 110 раз за рабочий день. При этом наблюдается рассеянность внимания, сложность в сосредоточении, утрата способности к вдумчивому и полному погружению в работу. Но из негативных последствий зависимости к смартфонам, я бы назвал, три самых деструктивных. Это колоссальная потеря времени, утрата собственной свободы и идентичности, а также практически полная парализация духовной жизни.

Цифровая «мамона»

– Можно сказать, что появился новый идол цифровой «мамона»?

…Мамона (также маммона), – слово, используемое в Евангелиях личностно и безлично в значении «имение, богатство, блага земные». В Новом Завете «маммона» служит олицетворением богатства, от служения которому предостерегаются верующие: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне». Мамоной так же называется демон, олицетворяющий богатство, алчность и стяжательство.

В современном языке «не можете служить Богу и маммоне» используется в смысле «нельзя делать несовместимые вещи», «служить Мамоне» – заботиться лишь о собственном благополучии. Мамона – алчность, корыстолюбие…

– Евангельское «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» лучше всего отражает духовный смысл любой зависимости. Зараженному этой страстью невозможно быть свободным в своем выборе, внимательно молиться в храме или дома, в то время, когда у тебя в голове постоянное желание заглянуть в свое «сокровище» и проверить сколько лайков собрал твой пост в соцсетях или проверить приложение с новым иностранным словом «мессенджер».

Сегодня в социальные сети попали сотни миллионов людей. Можно сказать, что вся планета ушла в виртуальное пространство. И это настоящий вызов современному обществу. Человек из Homo sapiens, человека разумного, может превратиться в человека, разучившегося мыслить. И, наверное, самое губительное последствие для человека, погруженного в этот цифровой плен «мамоны» – это потеря себя как духовной личности. Ты стал аккаунтом с обезличенным ником. При этом человек не осознает, что настоящая, реальная жизнь проходит мимо. Незаметно вырастут дети, неожиданно умрут родители и не успеешь оглянуться, а жизнь уже закончится, как песок в песочных часах.

…Некоторые люди, действительно, сидят в социальных сетях не под своими реальными именами, а под никами, псевдонимами. Они считают себя «анонимусами» (хотя, конечно, для спецслужб никто из нас не аноним). Поведение таких людей отличается особенной развязностью и хамством. В реальной жизни такой человек может быть достаточно скромным, мухи не обидит и слова грубого не скажет. А под выдуманным ником – просто преображается. С одной стороны – это плохо, а с другой – в этом есть плюс. Вскрывается все внутреннее состояние самого человека, оголяется его душа, которая в реальной жизни была скрыта за рамками приличий. Возможно, эта сторона души была скрыта и от самого человека. Ведь даже в молитве мы просим просить Бога нам грехи ведомые и неведомые, т. е. знаемые и незнаемые.

Почему мы назвали это «плюсом»? Пусть для кого-то это станет возможностью посмотреть на себя, на свою темную часть, со стороны. И, с помощью Божьей, попытаться эту темную сторону исцелить, а не запускать ее дальше…

– Слово грех в переводе с греческого означает «непопадание в цель», «промах». – рассказывает Н. Соколов. – И если у человека жизнь, которая является Божиим даром, будет растрачена на бесцельное перелистывание нескончаемой ленты фейсбука с потоком ненужной информации, то это и будет настоящим промахом в твоей жизни.

– Получается, что лучше совсем отказаться от смартфонов. Насколько это реально? И здесь может возникнуть вопрос: что является нормой, т. е. естественной потребностью в восприятии внешней информации, а что патологией, т. е. уже страстью?

– Мне кажется, что мир вступает в новую цифровую цивилизацию, в которой без интернета и средств электронной коммуникации уже сложно будет находиться в современном обществе. И здесь вопрос заключается не в том, чтобы полностью отказаться от смартфона или информации, а в той мере, в которой мы позволяем себе быть этим затронутыми.

Апостол Павел наставляя жителей города Коринфа, подверженных страстям неумеренности и пресыщения, говорил: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною». И критерий нормы, на мой взгляд, здесь может быть таким – когда человек чувствует порабощение своей воли, своей свободы действия, – значит тогда уже потеряно чувство меры. Феофан Затворник, говоря о свойствах духовного человека, говорил о наличии страха Божия, совести и жажды Бога. Так вот, когда у человека начинает преобладать не жажда Бога, а жажда получения новостей, то это уже признак инфозависимости и духовной болезни.

…А, как известно, духовные болезни, могут (хотя и не всегда) перетекать в физические. Если вы сами сможете сейчас у себя диагностировать зависимость от интернета или мобильного телефона, ответьте себе на вопрос: хорошо ли вы спите? Высыпаетесь ли? Учеными подмечено, что зависимость от телефона, новостей негативно сказываются на качестве сна. А во сне, как известно, человек отдыхает, набирается сил, лечится, мозг освобождается от ненужного «хлама». Если сон плохой, то, соответственно, и восстановление организма, происходит не так, как это задумано Творцом. Поэтому врачи рекомендуют отказываться от гаджетов хотя бы за час до сна. Чтобы психика могла успокоиться от «новостей», чтобы глаза не раздражались от синего свечения яркого монитора компьютера или смартфона. Что делать? Помолиться, пообщаться с Богом. Почитать Евангелие. Книжку хорошую почитать. А если, все-таки, привыкли засыпать под какую-нибудь болтовню, то Бога ради, не делайте этого под ток-шоу. (Автору данной статьи под такие шоу раньше снились только кошмары). Переведите экран телевизора или монитора в режим красного спектра излучения в настройках, и включите какой-нибудь спокойный документальный фильм. Например, о природе…

– Какие меры профилактики от зависимости можно предложить пользователям смартфонов?

– Сегодня возникающую зависимость от смартфонов и постоянной информационной подпитки, которая в конечном итоге приводит к страсти, святые отцы называли ненужным многоведением. У преподобного Никодима Святогорца в его трудах есть глава, которую он посвятил хранению ума от бесполезного многоведения и праздной пытливости. Еще несколько веков назад он заметил, что ум человека делается бессильным, не способным служить самоисправлению и совершенству если наполняется суетным ведением. Аскетический опыт говорит нам и сегодня о том, что избежать интервенцию помыслами, ненужной информацией можно собирая свой ум внутрь себя, т. е. через трезвение – внутреннее сосредоточение и внимание.

На мой взгляд, в какой-то мере, аскетическое трезвение можно соотнести с практикой собственной осознанности. Поэтому первым шагом, кроме молитвы, на пути избавления от пристрастия к смартфонам и инфозависимости будет осознание своей страсти. Далее более глубокие формы осознанности будут проявляться, когда человек, пользуясь смартфоном или выходя в интернет через другие устройства, сможет следить за своими ощущениями и с большим вниманием наблюдать за своим состоянием и чувствами. Такая рефлексия поможет возвращаться к своему «Я» и личной идентичности. Во многом только это уже помогает реально оценить, то чем я занимаюсь, насколько мне это нужно, сколько времени прошло, и в дальнейшем контролировать процесс виртуальной погруженности.

Молитва мытаря

– Мне представляется непростым способ воздерживаться от пристрастия к чему-либо через практику осознанности, трезвения. Может, существуют какие-нибудь еще практические средства?

– В качестве профилактики можно установить определенные правила и границы дозволенного. Например, каждый воскресный день проводить полностью без телефона. Также можно завести в семье правило, что после восьми вечера в доме выключаются все телефоны, компьютеры и освободившееся время посвящается чтению книг, прогулкам, совместным играм.

Кроме этого важно принять установку – не начинать новый день с телефона. Можно установить мораторий на телефон, как минимум на пол часа после сна, а лучше включать его только после утреннего молитвенного правила. В некоторых семьях обозначаются пространства свободные от телефона, например, кухня, спальня, туалет. Можно также попробовать для возвращения себя в осознанное состояние ввести молитвенное правило при пользовании телефоном.

– ?

– Например, каждый раз беря в руки телефон или отвечая на звонок мысленно произносить молитву мытаря или любую другую короткую молитву. Тем самым, если вы 150 раз за день возьмете в руки телефон столько же раз прочитаете молитву, возвращая свое внимание к другим ценностям.

…Молитва мытаря – это покаянная молитва, которую произносил сборщик податей (мытарь), покаявшийся

и получивший прощение. В то время в Израиле мытарь приравнивался к великим грешникам, он, будучи из оккупированного израильского народа, прислуживал римским оккупационным властям и собирал в их пользу налоги.

Мытарь и фарисей

Евангелие от Луки (18:9-14) передает слова Иисуса Христа, который рассказал притчу о мытаре: «Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне, грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится»…

– В целом, если говорить об информационном фоне в нашей жизни, – рассказывает Николай Соколов, – то полезно наладить отношения с поступающей информацией. Для этого, во-первых, нужно определить, сколько времени вы тратите на свой смартфон, просмотр новостей, публикации постов, просмотр соцсетей, переписку не связанной с работой и т. д.? Какая информация вам действительно нужна? Если это время превышает 90 мин в день, то уже стоит позаботиться об установке приложений, блокирующих доступ или ограничивающих время работы. Отказаться от этой привычки непросто, но я рекомендую работать «порционно», когда вы пользуетесь информационными технологиями через определенные промежутки времени. Можно, допустим, проверять электронную почту утром, в обед и ближе к вечеру, вместо того, чтобы несколько раз в течение часа заглядывать в свой почтовый ящик. И уверяю, жизнь не обрушится, но вы научитесь более рационально управлять своим временем. Перестанут отвлекать ваше внимание постоянные звуковые сигналы уведомлений, если вы настроите отказ от «не персональных» уведомлений и отключите вибрацию и звуковые эффекты.

Чтобы не погружаться в бесконечную прокрутку ленты новостей в соцсетях, можно перенести эти приложения со смартфона на персональный компьютер. Ну а, наверное, самый простой способ избежать многих соблазнов, связанных со смартфоном, это вернуться к своему старому надежному кнопочному телефону. Он уже точно не будет притягивать столько внимания, как смартфон, а значит, не будет глобальным пожирателем вашего времени.

– Николай Николаевич, православная психология опирается в своем подходе на святоотеческое учение о страстях. Какой взгляд у святых отцов есть на существующую проблему?

– В трудах многих святых отцов прослеживается мысль, что приобщение к вредным привычкам, порокам и страстям происходит от праздности (безделья – прим. «ЧС»). А основными средствами избавления от праздности всегда были работа и забота. Неслучайно монастыри являются школой трезвения, где весь уклад жизни состоит из молитвы и труда. Что касается молитвы, то замечено, что даже непродолжительная молитва освежает сознание, повышает концентрацию внимания и хорошо помогают в борьбе с беспорядком в мыслях.

Святитель Феофан Затворник говорит, что страстные мысли, страстные чувства и желания порождаются большей частью под действием внешних впечатлений, возникающих от праздности.

Нам достались его духовные советы, которые актуальны и сегодня. Первое: не давать воли своим чувствам, особенно глазам и ушам. Не позволять без разбора все видеть, все слышать и всего касаться. «Чувства наши похожи на окна или двери, а более – на черпало. Кто отворяет окна и впускает дурной воздух, худо делает. Кто отворяет двери и позволяет входить в свое жилье всякой скотине, не может быть свободен от укора. Итак, благоразумие и долг внутреннего покоя требуют не на все смотреть, не все слушать и не всего касаться из невольно встречаемого.

Положите законом мерить позволительное тем воздействием, которое оно производит внутри. Что созидает, то позволяйте себе, а что расстраивает, того не позволяйте ни под каким видом. Кто, находясь в уме, протянет руку к стакану с питьем, в которое пущен яд, как ему ведомо?!»

И в заключении, я хотел бы поделиться словами русского афонского старца иеромонаха Иеронима (Соломенцова), который говорил: «Блаженны, кто не любит новостей и не любопытствует узнавать о делах других людей. Тот скоро исцелит свои душевные раны и достигнет в любовь Божию… Новостям конца не будет, а жизни нашей будет конец, поэтому надо смотреть нам, чтобы не упустить времени к покаянию, того ради хорошо не обращать внимание на новости, которые разоряют нас вконец».

Подготовил Александр ОКОНИШНИКОВ, «ЧЕСТНОЕ СЛОВО»

Поделиться

guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x