Космос

Новосибирский приборостроительный завод и космос

Помимо хорошо известных телескопов производства Новосибирского приборостроительного завода, открывших и продолжающих открывать космические пространства для поколений любителей астрономии в нашей стране, Новосибирский приборостроительный завод в 1960 – 1970 гг. соприкасался с космосом непосредственно – выпускал приборы для космических спутников. Изделия изготавливались для метеорологического спутника «Метеор» и научно-исследовательского «Венера».

В 1966 г. на НПЗ было передано задание по изготовлению актинометрической аппаратуры для метеоспутника «Метеор». Аппаратура решала задачу измерения температуры Земли, как на поверхности, так и в нижних слоях атмосферы в диапазоне длин волн от 0,3 до 30 мкм. Прибор получил название 36К1, конструкторская документация была разработана московским ЦКБ «Геофизика».

Как уверяют ветераны предприятия, в те годы погоду предсказывали точно. В Новосибирске на улице Советской около гидрометцентра был установлен большой экран с информацией о текущей температуре в городе со спутника «Метеор». «Проходя мимо, мы очень гордились, так как информация поступала с прибора 36К1, изготовленного на нашем предприятии», – рассказывает Анатолий Николаевич Попов, лауреат премии Правительства РФ, заслуженный машиностроитель РФ, заслуженный ветеран труда НПЗ, непосредственно занимавшийся производством прибора 36К1 на посту заместителя начальника сборочного цеха № 54 по изготовлению гражданской продукции.

В качестве объективов использовались металлические зеркала – внеосевые параболы. Приемником длинноволнового излучения служил специальный высокочувствительный болотометр. Конструктивно прибор крепился к спутнику большим фланцем с точно рассчитанными двойными уплотнениями из специальной резины, обеспечивающими герметичность при космическом вакууме в течение годичной эксплуатации.

Герметизация всех соединений обеспечивалась конструктивными элементами, точным изготовлением деталей и очень чистой исполнительской работой. Испытания на герметичность проводились гелиевым течеискателем ПТИ-7 (гелий очень лёгкий и проникает в малейшую микротрещину, раковину, неплотное соединение) при помощи высокочувствительного масс-спектрометра.

Для качественной и количественной оценки измерения температуры Земли и нижних слоёв атмосферы необходимо было в земных условиях провести градуировку прибора от + 50 С до — 50 С. Для этого на заводе была создана испытательная станция.

Излучение Солнца имитировалось лампой накаливания со спектром излучения, приближенным к солнечному. Градуировка лампы проводилась по Солнцу. Для этой цели было оборудовано специальное рабочее место в Крымской обсерватории на горе Карадаг. По рассказам ветеранов предприятия, градуировка проводилась в летнее время, когда стоит наибольшая солнечная активность и наименьшая облачность. «Иногда солнце палит, температура за +30 градусов, а измерительные приборы показывают дымку на нашем светиле, и градуировать нельзя. Тогда точно вспоминали пословицу: «Ждать у моря погоды», которое плескалось рядом (обсерватория располагалась над морем), но уйти нельзя, и жара невыносимая. Иногда просидим целый день, а дымка откроет Солнце всего на 1–2 часа, тогда работа кипит», – рассказал Анатолий Попов.

В качестве имитатора земного излучения использовалась модель абсолютно черного тела с температурой от -50 С до +50 С. Космическое пространство имитировалось моделью абсолютно черного тела с температурой жидкого азота. На специальной аппаратуре беспрерывно в течение более 2-х суток через каждый градус от -50 С до +50 С снимали выходные параметры приборов.

Так как приборы 36К1 крепились к наружной части «Метеора», то для уменьшения нагревания от Солнца алюминиевый корпус изделия снаружи полировался до зеркального блеска. Это создавало проблему при отделке деталей – надо было провести оксидирование в серной кислоте с окраской в чёрный цвет, защитив при этом уже доведённую до зеркального блеска наружную поверхность. Эти сложные задачи смогли решить инженер цеха гальванических и лакокрасочных покрытий Н.А. Байбурина и инженер-технолог Л.В. Гладкова.

Цех № 54 был оснащен высокотехнологичным оборудованием, имел высококвалифицированных рабочих и инженерный персонал, что позволяло выпускать приборы высокого качества на протяжении почти 10 лет.

На запуск спутника с космодрома в Плесецке приглашались новосибирские специалисты, в частности, инженер ОКБ А.Е. Ногин. Успешно решал все вопросы с разработчиками и заказчиками по авиаракетнокосмическим изделиям заместитель начальника ОКБ по НИР и ОКР Г.Я. Княжев. Освоение этого изделия потребовало немало усилий специалистов и рабочих многих подразделений.

В конце 1960-х годов разработчиками из МГУ им. М.В. Ломоносова была поставлена новая задача – создать прибор с определённым спектром излучения для исследования поверхности Венеры. Космический прибор получил наименование 35К.

В сборочном цехе № 54 по выпуску гражданской продукции была организована специальная лаборатория, предстояло освоить новые технологии по изготовлению оптики, корпусных деталей, электронных блоков, сборки, настройки и юстировки прибора. Совершенно новой технологией была градуировка изделия по абсолютно серому телу, спектр которого, по мнению ученых, совпадал со спектром излучения Венеры.

С целью его изучения специалисты завода направлялись в МГУ. После изготовления специального оборудования и градуировки приборы в сжатые сроки были изготовлены и сданы в эксплуатацию. Приемку вели специалисты МГУ.

К сожалению, изображений прибора не осталось в связи с его секретностью. Завод оправдал возложенное на него доверие министерства по выпуску космических приборов, необходимых в то время.

По материалам газеты «Рабочая трибуна» АО «НПЗ»

Поделиться

guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x