Власть

«На город надели наручники…»

8 апреля Советский районный суд Томска приступил к рассмотрению уголовного дела в отношении арестованного в ноябре прошлого года и временно отстраненного от должности мэра Томска 61-летнего Ивана Кляйна. Он обвиняется в превышении должностных полномочий (два эпизода) и незаконном участии в предпринимательской деятельности. Свою вину в суде мэр не признал

Первое судебное заседание несколько раз переносили, поскольку уже в следственном изоляторе у Ивана Кляйна диагностировали серьезное онкологическое заболевание. После многонедельных проволочек мэра все-таки перевели в томский НИИ онкологии (под «домашний арест»), где прооперировали. Еще какое-то время ему понадобилось на послеоперационную реабилитацию. При этом общение с родственниками в клинике ему было по-прежнему запрещено.

«Все идет по сценарию…»

Заседание под председательством судьи Николая Хабарова началось практически без задержек и продолжалось три часа. Треть этого времени заняло оглашение обвинительного заключения.

Иван Кляйн

После того как прокурор зачитал обвинительное заключение, свое мнение по поводу инкриминируемых ему

преступлений высказал Иван Кляйн. Он заявил, что на этапе следствия его просили признать вину по первому эпизоду уголовного дела.

«Пришел представитель правоохранительных органов с предложением: «Признавай эпизод аминовский (речь об эпизоде, где томский бизнесмен Ринат Аминов выступает в качестве потерпевшей стороны. — «ЧС»)и тогда мы новых эпизодов тебе не дадим, не признаешься, мы тебе найдем другие эпизоды, дойдем до взятки и отправим тебя в тюрьму на 10 – 12 лет». Это стало сломом для меня, организм дал сбой… Я заявляю, что никаких преступлений, которые мне вменяются, я не совершал, и тех, которые еще будут мне вменены. Я так понимаю, идет все по сценарию, которым меня стращали. Видимо, я стал кому-то неугоден. Я не признаю того, чего добивается от меня следствие», — сказал Кляйн.

Далее он высказался по поводу всех эпизодов уголовного дела.

В рамках первого эпизода Ивана Кляйна обвиняют в том, что он отклонил заявление предпринимателя Рината Аминова об изменении территориальной зоны на его земельном участке, действуя в интересах компании «Томское пиво», совладельцем которой является много лет, а также поручил своему подчиненному внести в геоинформационную систему сведения о санитарно-защитной зоне завода. Это, по версии следствия, помешало предпринимателю воспользоваться своим участком и построить там жилой микрорайон.

Кляйн заявил, что он не совершал данного преступления, а постановление об отказе в заявлении Рината Аминова было вынесено, по его словам, законно и обоснованно. Так, санитарно-защитная зона радиотехнического завода, где планируется сейчас построить новый микрорайон, была установлена еще в конце 2000-х, утверждает Кляйн, до того, как он стал мэром. Территория очень проблемная в плане транспортной доступности, и строительство там нового жилого района создало бы проблемы для горожан, считает подсудимый.

«То, что говорит обвинение: «…корыстно, лично, в интересах «Томского пива», — не было такого. Один был мотив —- защита интересов населения микрорайона Мокрушинский… Ринат Аминов прекрасно понимал, что снять санитарно-защитную зону он не сможет, потому что территория завода была большой — 50 с лишним гектаров. Да, он как собственник имеет право попробовать сделать это, но только на его часть никто не устанавливал зону, она была у радиозавода на 50 гектаров», — заявил мэр в суде.

Кляйн убежден, что потерпевший умышленно оклеветал его и солгал следствию. Мэр также обратил внимание суда на то, что участок так и не был застроен и в конечном итоге перепродан владельцем. Он также считает, что утверждение  об ущербе предпринимателю в сумме 11 миллионов рублей ничем не подтверждено.

Кляйн содействовал своей дочери в получении ею земельного участка.

По второму эпизоду мэра Томска обвиняют в том, в 2015–2016 годах он дал указания организовать внеконкурентную продажу земельного участка в пользу своей дочери. И тем самым превысил должностные полномочия.

По данным следствия, после этого между муниципалитетом и дочерью мэра был заключен договор купли-продажи земельного участка по цене ниже рыночной стоимости. СКР считает, что действия мэра привели к подрыву авторитета и дискредитации органов местного самоуправления в глазах общества, а также причинили ущерб муниципальному образованию «Город Томск» в сумме 180 тысяч рублей.

Иван Кляйн заявил, что он не давал указаний организовать внеконкурентную продажу земельного участка в пользу своей дочери. «Корысти сэкономить 180 тысяч рублей у меня не было (разница в выкупной и рыночной стоимости участка, которая инкриминируется Кляйну как ущерб. — «ЧС».). Компания «Томское пиво» всегда хорошо работала и оказывала городу благотворительную помощь в размере не менее 50 миллионов рублей в год. Вкладывать, с одной стороны, 50 миллионов рублей в развитие города, а с другой — забирать 180 тысяч из бюджета города. Это нелепо все выглядит», — заявил Кляйн.

Я – не Юлий Цезарь

По третьему эпизоду —- участие в незаконной предпринимательской деятельности через управление «Томским пивом» —- мэр заявил, что не совершал и этого преступления.

«Какого-либо участия в управлении ОАО «Томское пиво» в период работы мэром я не принимал. Обвинение не содержит каких-либо данных о том, в чем заключалось мое управление данным предприятием… Мои советы бывшим коллегам по ОАО «Томское пиво», когда те обращались ко мне по телефону, не являлись указаниями, поручениями, а тем более управлением предприятием. На эти обращения и телефонные звонки я реагировал так же, как и на обращение от любого другого предприятия», — отметил Иван Кляйн.

Он заявил в суде, что физически не мог совмещать предпринимательство и управление городом.

Мэр сообщил, что управлением городом он занимался по 12 – 16 часов рабочего времени без выходных. «Это могут подтвердить сотрудники мэрии. Как одновременно быть на двух местах (мэра и главы «Томского пива». – «ЧС»)… контролировать уборку города, ремонт дорог? Юлий Цезарь мог, я не могу на двух стульях сидеть», – заявил он.

«Хочу, Ваша честь, пользуясь случаем, обратить внимание бизнеса и дать совет, особенно собственникам бизнеса, – не ходить во власть. На моем примере я убеждаюсь, что любые разговоры с бывшими коллегами, с которыми работал не один десяток лет, сегодня расцениваются как преступление – как управление, как указание», – сказал Кляйн.

Он подчеркнул, что ему известно о прослушивании всех его телефонов «компетентными органами» в течение двух с половиной лет, и ни одного нарушения в части незаконного предпринимательства они не выявили. «В чем же покровительство или какая материальная выгода Кляйна, или «Томского пива», или его сотрудников от разговоров с ними? Да, разговоры были, я не отрицаю. Везде эти разговоры идут», – добавил подсудимый.

Адвокат Ивана Кляйна не исключает того, что единственный свидетель обвинения по этому эпизоду, вице-мэр Томска Евгений Суриков, имел все основания Кляйна оговорить. (Суриков был арестован летом 2020 года как подозреваемый в получении крупной взятки). «Странно, везде Сурикова называют пособником мэра, но при этом статуса обвиняемого он не имеет. Может, оговор Кляйна стал формой своеобразного поощрения Сурикова?» —- задался вопросом адвокат.

В суде не так просто врать

Адвокаты Ивана Кляйна в ходе судебного заседания прокомментировали обвинения в его адрес. Адвокат Марина Вихлянцева отметила, что обвинение строится на словах свидетеля, которые не подтверждаются иными материалами дела.  «Иван Кляйн реализовывал полномочия мэра добросовестно, в интересах города и его жителей, авторитет органов местного самоуправления не подрывал и не дискредитировал. Обвинение является несостоятельным», —- подчеркнула она.

С ней согласна адвокат Лариса Шейфер. Она отметила, что все действия мэра были совершены с четким соблюдением Устава Томска и Земельного кодекса. «Обвинения, предъявленные Кляйну, не выдерживают никакой критики, —- сказала Шейфер. -— Полагаю, что довод о наличии какого-то преступного умысла также невозможно признать. Позиция обвинения непоследовательна».

Так, по словам адвоката, кроме дочери Кляйна желающих покупать участок не было, на конкурс никто  не заявился. Участок был продан по рыночной цене, а соседние участки также купили по схожей процедуре. При этом они были больше по площади, а их цена была меньше, говорит Шейфер. 

«Тезис о подрыве авторитета (органов власти. – «ЧС») мне представляется совершенно декларативным. Наоборот, предъявление обвинения Кляйну подорвало авторитет к правоохранительным органам», — подчеркнула Шейфер.  Она напомнила, что более четырех тысяч жителей были готовы стать поручителями мэра.  «Такое ощущение, что когда на Кляйна надели наручники — их надели на весь город», — отметила Шейфер.

Адвокат Андрей Гривцов, комментируя обвинения в незаконной предпринимательской деятельности, отметил, что обвинение привело лишь общие фразы, в которых нет конкретики. По словам адвоката, непонятно, как Кляйн помогал «Томскому пиву», в чем заключалось покровительство, какие льготы или выгоды компания получила. 

Адвокаты подчеркнули, что планируют доказать противоречия в показаниях свидетелей, в ходе предварительного следствия эти противоречия не выявлялись, не было проведено ни одной очной ставки. Защита заявила, что рассматриваемое уголовное дело является «беспрецедентным для всех томичей», а также адвокатов. «Такого обвинения трудно было предположить, когда оно неконкретно – его очень трудно опровергать. Тем не менее, мы это сделаем и думаем, что у нас это получится», – отметили защитники.

В ходе суда Иван Кляйн заявлял, что дело против него строится, в частности, «на оговоре» со стороны его бывших подчиненных (Анны Подгорной, Евгения Сурикова), а также бизнесмена Рината Аминова. Защита в ходе суда намерена доказывать, что в показаниях свидетелей обвинения есть противоречия.

«Допрос, который будет в суде при условии открытого судебного разбирательства, возможно, с участием прессы, не даст возможность этим лицам уклониться от объяснения некоторых своих позиций. Противоречивость и правда выйдут наружу», — сказали адвокаты, добавив, что в суде «не так просто врать».

Также представители мэра добавили, что он продолжает восстановление после операции. Сейчас его состояние лучше.

Следующее заседание назначено на 29 апреля.

Юрий БУМАГИН, «ЧЕСТНОЕ СЛОВО»

Поделиться

guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x